
25 сентября 1866 года в семье тамбовского крестьянина Ивана Петровича Антонова родился мальчик. Младенца нарекли Семёном. Крупный, крепкий, он размахивал ручками и громко кричал. Отец улыбался: «Ишь ты, какой великан! Хорошего помощника Господь дал». Делясь своей радостью с соседями и друзьями, Иван Петрович вслух представлял, как придёт время, и они с Семёном будут вместе трудиться в поле. И благодарил Бога за то, что Он послал ему сына.
Семён рос энергичным и любознательным. Однажды, когда мальчику исполнилось 4 года, в дом к Антоновым постучался продавец книг. Глава семьи обрадовался гостю — пригласил в избу, усадил за стол. Купить он ничего не мог, потому что был бедным а, главное — неграмотным. Ему хотелось просто поговорить с «книжным» человеком, узнать от него что-нибудь новое и интересное. Маленький Семён с непосредственным детским любопытством вертелся рядом и внимательно прислушивался к беседе. Гость говорил что-то странное. «Бога нет!» — заявлял он. Иван Петрович пытался ему возражать, но продавец книг только кричал и ругался в ответ. Когда он, наконец, ушёл, отец посадил Семёна на колени и сказал: «Видишь, сынок — я-то надеялся у человека уму-разуму поучиться, а он глупым оказался». Мальчик согласно кивнул. Бог есть, — не сомневался Семён. «Вот вырасту, и пойду Его искать», — решил он.
Иван Петрович, раздосадованный тем, что по неграмотности не сумел как следует ответить продавцу книг, задумался о том, что хорошо было бы отдать сына в учение. В их селе как раз недавно открылась школа. Вскоре Семён уже сидел за партой и старательно выводил на листке бумаги свои первые буквы. Мальчик научился читать и писать. Но через два года оставил школу, чтобы помогать родителям — семья жила очень бедно.
Семён был здоровым и сильным, любая работа в его руках спорилась. Однажды, в разгар жатвы, он прямо в поле готовил обед для себя и отца. Была пятница — постный день. Но Семён совсем об этом забыл, и... наварил свинины! Пообедали, как обычно — спокойно и чинно. И лишь спустя полгода Иван Петрович, словно невзначай, обмолвился: «А помнишь, сынок, как ты в поле накормил меня свининой? Ведь была пятница». Семён удивлённо спросил отца, почему же тот не сказал ему об этом сразу? А Иван Петрович мягко улыбнулся в ответ. «Я, сынок, не хотел тебя тогда смущать», — сказал он.
В другой раз Семён заметил, что на их поле хозяйничают чужие люди. «Смотри, у нас снопы воруют!» — сказал он отцу. Но Иван Петрович покачал головой и ответил: «Ничего, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит. А у этих людей, стало быть, нужда есть».
Таким — милосердным, кротким и любящим — Семён будет вспоминать своего отца на святой горе Афон, где примет монашеский постриг с именем Силуан. Он станет подвижником и молитвенником, которого Церковь прославит в чине преподобных. О своём отце, Иване Петровиче Антонове, преподобный Силуан Афонский будет рассказывать с любовью и почтением и однажды скажет: «Мне до моего отца далеко».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер