
Фото: Giusi Borrasi/Unsplash
Однажды в знаменитом итальянском театре «Ла Скала» давали оперу «Лукреция Борджиа». Завсегдатаи лож и партера бурно обсуждали певца, исполняющего партию баса — мужчину приятной наружности, певшего, кстати, весьма недурно. «Кто это? Раньше мы его здесь не видели!», — перешёптывались зрители. Когда занавес опустился, таинственного баса представили публике — это был русский купец, промышленник и большой любитель оперы Савва Иванович Мамонтов.
В Милан он попал по воле случая — заболел, и доктора настоятельно порекомендовали временно сменить климат на более мягкий. Италия, по их мнению, подходила идеально, и Савва Иванович в душе возликовал: это же колыбель мировой оперы, а оперу Мамонтов любил всем сердцем с самых юных лет. В Милане он познакомился с артистами «Ла Скала» и несколько раз выступил на сцене легендарного театра.
Торговлей в юности Савва интересовался мало — к большому недовольству своего отца Ивана Фёдоровича Мамонтова, тобольского купца, занимавшегося некогда продажей вина, а после переключившегося на куда более прибыльное железнодорожное и нефтяное дело. Отец хотел видеть в сыне достойного наследника семейных капиталов, а Савва увлекался театром и оперой, с головой уходил в чтение современной литературы и участвовал в постановках пьес.
Через несколько лет после переезда семьи в Москву, Иван Фёдорович скоропостижно умер. В сложных обстоятельствах, Савва неожиданно проявил себя как настоящий деловой человек. Он взял дела семьи в свои руки, и на практике обучился стратегии бизнеса, который, на удивление, начал вызывать в нём неподдельный интерес. Вскоре о Савве Мамонтове стали говорить не иначе, как о крупном железнодорожном магнате. На этом фоне любовь к искусству у него отнюдь не угасла. Наоборот, Савва Иванович получил возможность воплощать свои творческие идеи в жизнь.
В тысяча восемьсот восемьдесят пятом году он открыл первую в России Частную оперу — театр, в котором, по задумке Мамонтова, должны были соединиться три искусства: музыка, драма и живопись. В качестве костюмеров и декораторов он привлек самых известных художников — Нестерова, Поленова, Сурикова, Васнецова, Левитана. На сцене Русской Частной оперы Мамонтова с огромным успехом исполняли Рахманинова, Мусоргского, Римского-Корсакова. Там пели Шаляпин, Салина и Любатович. Частная Опера Мамонтова пользовалась у зрителей огромной популярностью.
Нечто подобное создал Савва Иванович и в своём имении Абрамцево. Вместе с супругой Елизаветой Григорьевной они превратили его в настоящую территорию искусств. Абрамцево стало вторым домом для многих художников, артистов и литераторов. Здесь они могли спокойно творить, не думая о хлебе насущном. Репин, Врубель, Антокольский, Поленов были в числе завсегдатаев Абрамцева.
Заботились Мамонтовы и о нуждающихся. На территории Абрамцева они открыли бесплатную лечебницу для крестьян; построили и освятили церковь во имя Спаса Нерукотворного. Немало жертвовали благотворительным организациям — известны вклады Мамонтовых в развитие Мещанского детского приюта и существовавшей при нём учебно-ремесленной мастерской.
Однако, воистину, неисповедимы пути Господни: в начале тысяча восемьсот девяностых годов бизнес Саввы Ивановича постиг полнейший крах. Немалую роль сыграл в этом набирающий обороты мировой финансовый кризис. Разорение успешного предпринимателя и главного мецената России того времени стало для общественности настоящим шоком. Всё имущество Саввы Ивановича было описано и пошло с молотка за долги.
Сам же Мамонтов принял случившееся с ним как волю Божью, и до конца жизни больше не пытался сколотить новый капитал. Скончался Савва Иванович в возрасте семидесяти семи лет, и был похоронен в Абрамцеве, которое по сей день так любят художники и поэты, и которое стало живым воплощением его юношеских мечтаний.
«Пока другие коллекционировали искусство, Мамонтов двигал его в массы», — сказал после смерти великого мецената его друг, Яков Тученхольд. Современники называли Савву Мамонтова творцом художественной среды. Именно таким он и остался в памяти поколений.
Псалом 29. Богослужебные чтения

Как добиться в своей жизни стабильности и благоденствия? Что необходимо делать для того, чтобы всегда иметь под ногами твёрдую почву? Ответ на этот вопрос даёт 29-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 29.
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошёл в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моём: «не поколеблюсь вовек».
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лицо Твоё, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа моего умолял:
10 «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».
12 И Ты обратил сетование моё в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
Только что прозвучавший псалом был написан автором в честь его выздоровления от болезни. Такой вывод толкователи делают не только на основе содержания псалма, но и учитывая его форму, которая напоминает молитву иудейского царя Езекии. История этого монарха весьма знаменательна. Он был потомком царя Давида и жил на два столетия позже своего прославленного предка, примерно в конце 8 века до Рождества Христова.
Царь Езекия отличался личным благочестием и верой в Бога. Это благочестие проявлялось и в его деятельности как государя. Он делал всё для того, чтобы люди прекратили поклоняться языческим божкам и вернулись к истинному Богу. Он всячески поддерживал храмовое богослужение и боролся с предрассудками и суевериями. Езекия даже уничтожил медного змия, некогда сделанного Моисеем в пустыне, который хранился в Иерусалиме и стал предметом суеверного поклонения.
За эту деятельную веру Господь всячески благословлял царя и поддерживал все его начинания. Так, например, именно во время правления Езекии войско Ассирийской империи осадило Иерусалим. Однако по молитве царя в одну ночь Ангел Господень поразил стан врага. Во сне умерло сто восемьдесят пять тысяч вражеских солдат. Предводитель ассирийцев Сеннахирим был вынужден отступить. Иудея была спасена.
После этого случая слава Езекии вознеслась, как говорится, до небес. О нём заговорили все окрестные народы. Его авторитет стал огромен. Однако вместе с ним у царя выросло самомнение и, как говорится в Священном Писании, высокоумие. И вот тогда Господь попустил Езекии заболеть смертельной болезнью. Бог послал к царю пророка Исаию, чтобы озвучить свой приговор — пиши завещание, вскоре ты умрёшь. Видя близость своего конца, Езекия осознал свой грех, покаялся — и Господь помиловал его. Писание говорит, что Бог прибавил к его жизни ещё пятнадцать лет. В честь своего выздоровления Езекия устраивает торжественное богослужение и произносит благодарственную молитву, которая очень похожа на прозвучавший псалом.
В нём мы видим две части. В одной псалмопевец обличает себя. Он признаётся в том, что именно его самоуверенность привела к печальным событиям. Он кается в том, что забыл Бога. «И я говори́л в благоде́нствии моём: „не поколе́блюсь вове́к“» — укоряет он себя. С другой стороны, он не скрывает своего ликования по поводу милости и прощения, которое даровал ему Господь. «Ты подня́л меня́ и не дал мои́м врага́м восторжествова́ть на́до мно́ю... Ты исцели́л меня́. Го́споди! Ты вы́вел из а́да ду́шу мою́ и оживи́л меня́, что́бы я не сошёл в моги́лу».
Не раз Священное Писание предупреждает о том, что благоденствие может привести к духовной беспечности. Нередко именно поэтому и сталкиваемся мы с разного рода скорбями и потрясениями. Господь не желает, чтобы наши души гибли, забывая о Боге и Его заповедях. И это касается всякого человека. И высокого начальника, и простого работяги. А потому и самый надёжный способ хранить мир и покой в своей жизни — на ежедневной основе стремиться исполнять Христовы заповеди. Искать во всём волю Творца и стараться служить людям. Путь такого человека всегда будет твёрдым. В его жизни всегда будет стабильность. Ведь её фундаментом будет Сам Господь.
Псалом 29. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 29. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 29. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек".
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:
10 "что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником".
12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема