«Я прожила свою жизнь рядом с человеком, которого любила и который любил меня до самого конца», — говорила о писателе Василии Ивановиче Белове его супруга Ольга Сергеевна. А сам Белов в одном из интервью признавался, что главным секретом семейного счастья считает лад. Согласие и мир друг с другом, с близкими, с Богом. В ладу и большой любви супруги прожили больше полувека — долгие 54 года.
Это была любовь с первой строчки. Однажды студентка филологического факультета Вологодского педагогического института Оля Забродина прочитала в областной газете стихи молодого местного писателя и поэта Василия Белова. Девушку поразила их глубина и красота. Ольга любила литературу и собиралась преподавать её в школе. Она сразу и безошибочно почувствовала талант автора. «А ведь этот человек живёт со мной в одном городе!» — воскликнула тогда Оля.
Первая встреча произошла неожиданно и вышла курьёзной. На танцах Ольге представили невысокого парня с проницательным и умным взглядом. Сказали: «Знакомься — это Вася Белов». Но девушка не успела и слова сказать, как литератор быстро кивнул и, пробормотав что-то невнятное, растворился в толпе. Ольга была по-девичьи раздосадована. Надо же — даже не взглянул! А буквально через несколько дней девушка по делам зашла в местную школу рабочей молодёжи. И столкнулась там... с Василием Беловым! Оказалось, что он здесь учится. На этот раз Василий и Ольга по-настоящему познакомились. Они вышли прогуляться и несколько часов взахлёб говорили о литературе. Спохватились, когда уже начало смеркаться. Василий вызвался проводить Ольгу до дома. По дороге снова говорили, и долго не могли расстаться у подъезда.
Молодые люди начали встречаться, и вскоре Белов сделал Ольге предложение. Но сначала он попросил благословения у родителей девушки. В феврале 1958 года Василий и Ольга сыграли свадьбу. И... расстались на целых 5 лет! Ольга уговорила мужа ехать учиться в Москву — в Литературный институт. Она понимала, каким удивительным даром обладает супруг, и хотела, чтобы Василий развивал его.
В 1966 году в литературном журнале «Север» вышла повесть Василия Белова «Привычное дело», в одночасье сделавшая автора знаменитым. «Талантливый самородок, один из лучших представителей литературного направления деревенской прозы» — так писали о нём уже не только местные, но и столичные газеты. Ольге Сергеевне пришлось примерить на себя роль жены известного писателя. У мужа был теперь плотный график выступлений и командировок, в том числе заграничных. Ольга всюду следовала за мужем, помогала в организационных вопросах — и делала это тихо и незаметно. «Мне очень нравилось жить в его тени», — говорит она.
Белов доверял литературному чутью супруги и часто просил её поделиться мнением о написанном. За погоду в доме тоже отвечала Ольга. Писатель говорил, что его жена способна на корню погасить любой конфликт. В 1972 году у супругов родилась дочь. Девочку назвали Анной. Это был долгожданный ребёнок, и в благодарность Богу на собственные средства Беловы начали восстанавливать Никольскую церковь в Тимонихе — родном селе Василия Ивановича на Вологодщине.
Однажды Ольгу Сергеевну спросили о том, как им с Василием Ивановичем удалось прожить столько лет в крепком и счастливом браке. Белова ответила, что никакого особенного секрета у них не было. «Мы просто берегли любовь друг к другу», — сказала она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов
Деян., 1 зач., I, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Если мы внимательно читали Евангелие, то могли заметить, что Господь постоянно говорит Своим ученикам о тайне Царства Небесного. Церковь утверждает, что хранит эту тайну до сих пор. О чём же идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
После Светлого Воскресения Христос продолжает являться Своим ученикам на протяжении сорока дней. Как слышим мы сегодня из чтения книги Деяний святых апостолов, Спаситель рассказывает им о Царствии Божием. Может показаться, что Христос передаёт апостолам какое-то особое учение, которое не вошло в Евангелие и которое доступно лишь узкому кругу посвящённых. Благодаря этому тайному знанию ученики становятся сверхлюдьми, в распоряжении которых оказываются какие-то сверхспособности. Однако дальнейшее повествование свидетельствует, что это не так.
После того как Христос призывает апостолов не уходить из Иерусалима и дожидаться сошествия Святого Духа, они в недоумении спрашивают: «не сейчас ли, Господи, ты восстановишь Израильское царство?» Очень показательный вопрос. Апостолы задавали его Спасителю с самого начала их совместного путешествия. С самого момента своего призвания они ждали, что Христос прогонит римлян и вернёт еврейскому государству былую славу.
Однако, посмотрите, как Господь милостив. Как Он терпелив. С какой кротостью Он переносит это невежество Своих учеников. Он видит, что несмотря на всё произошедшее, ложные представления о Мессии всё ещё сидят в их головах. Суть Его учения о Царстве Небесном до сих пор ими не усвоена. А потому Он и отвечает им уклончиво: «не ваше дело знать времена или сроки». Иными словами, ваше дело дождаться сошествия Духа, получить от Него силу, начать проповедь и тогда вы всё поймете сами. Вы получите все необходимые ответы.
Так и случилось. Пришёл обещанный Дух, апостолы начали свидетельствовать о Христе людям, и ложные ожидания в их голове испарились. Потребность учеников в грандиозных внешних преобразованиях исчезла, будто её и не было. Великая духовная реальность, которую они до этого ощущали лишь смутно, в полноте открылась в их сердцах. Уже во время своей жизни они стали полноценными участниками Царства Мессии.
В той или иной степени каждый из нас исполнен ложных представлений и предрассудков о духовной жизни. И, пожалуй, не самый последний из них — это постоянное ожидание значимых изменений. Я словно всё время жду, что однажды Господь откроет мне какую-то тайну. Тогда моя жизнь изменится. Всё резко станет лучше. Евангелие напоминает нам сегодня: все грандиозные изменения уже произошли. Дух Святой уже сошёл. А потому великая тайна христианства заключается в том, что нет на самом деле никакой тайны. Евангелие Христово предельно просто — каждый день ищи волю Бога и старайся принести пользу тем людям, которые тебя окружают. Иными словами, преврати свою жизнь в служение. В той мере, в какой это исполняем, нас наполняет благодать Святого Духа. Всё вокруг нас и в нас самих оказывается на своих местах, и в нашем сердце загорается пасхальная радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Воскресение Христово и Светлая седмица». Прот. Максим Первозванский
В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о светлом Христовом Воскресении, о богослужениях пасхальной недели, о праздновании в честь Иверской иконы Богородицы, а также иконы «Живоносный источник».