Что такое для большинства из нас Крым? Конечно же, море, солнце, горы, пляжи и беззаботный летний отдых. Но есть и другой Крым — место паломничества, где едва ли не каждый камень пропитан духом христианских святынь. Именно об этом Крыме рассказывает писательница Людмила Ильюнина в своей книге, которая называется «Святой Крым. Древние обители».
Автор обещает читателям, ни много ни мало, путешествие в пространстве и времени. И с первых же страниц погружает в атмосферу глубины веков, а именно — в I век от Рождества Христова. Тогда в языческом древнегреческом Херсонесе появились первые христиане. А принёс христианство в Крым, по древнему церковному преданию, апостол Андрей. Автор приводит фрагменты древних летописей и житий святых, в которых этот факт находит подтверждение. Не случайно памятник апостолу Андрею Первозванному сегодня можно увидеть у входа в музей-заповедник Херсонес Таврический.
Не обходит автор стороной и ещё одно важное событие. Именно здесь был крещён князь Владимир, ставший впоследствии Крестителем Руси. Людмила Ильюнина останавливается не только на истории крещения князя со всеми её подробностями, но и рассказывает об удивительном, не так давно обнаруженном археологами артефакте и одновременно великой святыне — купели, в которой Владимир был крещён. Сегодня каждый, кто приезжает в Крым, может своими глазами её увидеть.
Не менее увлекательно повествует автор и про пещерный город Мангуп, в скалах которого на рубеже 14-15 веков появились высеченные прямо в камне монашеские кельи и церкви. Узнают читатели и об удивительном монастыре Шулдан, где до наших дней сохранились два уникальных пещерных храма. Инкерман, Бахчисарай мыс Фиолент, — о каждом из этих мест Людмила Ильюнина рассказывает подробно и интересно, иллюстрируя повествование не только историческими фактами, красивыми фотографиями, но и... стихами! Гомер, Максимилиан Волошин, Алексей Толстой, Александр Блок помогут нам живо и ярко представить величественные картины древнего Крыма.
Автор умело и гармонично соединяет документальное повествование с лирическими зарисовками, а попутно даёт и практические советы: например, о том, как удобнее добраться до того или иного места, о котором идёт речь. Так что книгу Людмилы Ильюниной вполне можно считать ещё и своеобразным путеводителем. Который способен в мгновение ока перенести нас из Крыма курортного в Святой Крым.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.