Игумен одной обители, находившейся неподалеку от города Бо́ровск, тяжело заболел. 30 лет до того был он заботливым отцом для братии, но теперь решился оставить настоятельство и принять великую схиму – высшую степень монашества. В тишине и покаянии он собирался провести остаток дней. Однако, неожиданно выздоровев, по велению самой Богородицы он поселился на другом берегу реки и основал новую обитель в честь Рождества Пречистой. Звали этого монаха Пафнутий.
Монастырь очень быстро стал новым центром духовной жизни. Сюда стекался простой народ, приезжали бояре и князья, и все просили игумена о совете и о молитве. И ко всем – независимо от звания, богатства и положения – он относился с любовью. И всем говорил правду.
Однажды некий гордый человек пришел за благословением святого и надменно спрашивал у братии, где найти старца. Он не знал преподобного в лицо и, случайно встретив, толкнул и стал грубо говорить.
Гордый человек:
- Эй, ты! Покажи мне, где здесь Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
- Постой, успокойся, что ты? Мне кажется, тобой овладел лукавый и гордый дух.
Гордый человек:
- Да тебе ли указывать мне?! Кто ты такой?! (вдруг меняет интонацию, догадывается, немного пугается) Так ты и есть Пафнутий?
Преподобный Пафнутий:
- Да, это я.
Горделивый человек был в смятении. Он вскочил на коня и поскакал прочь, то злясь на старца, то стыдясь своей грубости:
Гордый человек:
- О, не таким оказался тот, кого считал я великим… Да разве даст он мне теперь благословение? А нужно ли оно мне? Это просто нищий монах. Нет же, это чудотворец и святой. Что делать мне? Я так грешен, что даже у старца не будет для меня теперь теплого слова…
Вскоре к старцу прибежали люди и стали рассказывать о неком человеке, который прямо на лошади заехал в монастырский пруд и не хочет выходить, говоря, что здесь собирается утопиться. Старец вздохнул и начал молиться Богородице, прося у нее милости к несчастному. Через некоторое время тот человек, растрепанный и мокрый, но уже спокойный, вновь пришел к Пафнутию.
Гордый человек:
- Отче, дай припаду к твоим ногам. Прости меня, прости! Никогда еще не было мне так легко, так спокойно на душе! Благодарю тебя, отче Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
- Не меня благодари, дитя, благодари Пречистую, она избавила тебя от гордыни и уныния, съедавших тебя изнутри. Богородица здесь хозяйка. Все лишь ее молитвами.
Немало еще чудес было явлено святым. По его молитвам появлялась у голодных пища, разрешались безвыходные ситуации, исцелялись больные.
Знаменитый иконописец Дионисий пришел делать росписи в монастырском соборе, но не мог начать – у него сильно болели ноги. Пафнутий благословил его, и когда тот взялся за работу, болезнь отступила.
Жизнь старца была проста и строга. У него были самая бедная келья и облачение, он мало ел и много постился, из общих работ выполнял самые тяжелые – носил камни, рубил дрова, копал огород, и в то же время он всегда первым приходил на молитву.
Последнюю неделю жизни святой провел в посте и молитве, выходя из кельи только ради церковной службы, и благодарил Бога за данные ему перед смертью шесть дней покаяния без суеты.
Также он велел, чтобы на похоронах не было никого из мирских. Братия тихо и почти тайно похоронила его. А когда стала распространяться весть о кончине старца, потянулся народ к обители святого, поклониться могиле его и попросить о небесном заступничестве.
Сейчас мощи преподобного покоятся в соборе Рождества Богородицы основанного им Свято-Пафнутьевского Бо́ровского монастыря. И по сей день, обращаясь к святому Пафнутию, многие верующие получают от Бога помощь и поддержку в добрых своих делах.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (09.12.2025)
Псалом 68. Богослужебные чтения
С верующими и благочестивыми людьми тоже случаются неприятности: человек может заболеть неизлечимой болезнью, у него может родиться больной ребёнок, да и вообще, нельзя сказать, что благочестие и вера — это щит от всех напастей. Если бы они были таким щитом, то мы не нашли бы в Священном Писании 68-й псалом, который говорит о страданиях чтущего Бога человека. Сегодня этот псалом звучит во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его первую половину.
Псалом 68.
1 Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей.
3 Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.
4 Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.
5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.
6 Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя.
7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,
8 ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо моё.
9 Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,
10 ибо ревность по доме Твоём снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;
11 и плачу, постясь душою моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею;
13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод;
16 да не увлечёт меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;
19 приблизься к душе моей, избавь её; ради врагов моих спаси меня.
20 Ты знаешь поношение моё, стыд мой и посрамление моё: враги мои все пред Тобою.
21 Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу.
22 И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
23 Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнёю;
24 да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;
25 излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их;
26 жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,
27 ибо, кого Ты поразил, они ещё преследуют, и страдания уязвлённых Тобою умножают.
28 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;
29 да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся.
30 А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии,
32 и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.
33 Увидят это страждущие и возрадуются. И оживёт сердце ваше, ищущие Бога,
34 ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;
36 ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,
37 и потомство рабов Его утвердится в нём, и любящие имя Его будут поселяться на нём.
Нет сомнений, что автор только что прозвучавшего псалма находился в крайне тяжёлом состоянии. Церковная традиция приписывает авторство псалма царю Давиду, но довольно непросто понять, какой именно период жизни царя описывается 68-м псалмом. Впрочем, эта информация не имеет большого значения, ведь и без неё перед нами законченная картина: человек оказался в ситуации, в которой у него нет иной надежды, кроме Бога. Псалом для описания этих переживаний использует очень сильные образы, к примеру, тот образ, с которого псалом начинается: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» (Пс. 68:3). Легко представить чувства человека, застрявшего в болоте: он погружается всё ниже и ниже, у него нет сил сопротивляться тянущей его на дно силе, у него нет никакой опоры, и совсем скоро он лишится возможности дышать. Схожим образом человек может себя чувствовать и тогда, когда его захлёстывают его собственные греховные страсти или же когда он предан всеми близкими людьми, когда он остался один, и вокруг него лишь враги. Вообще, ситуаций, которые ощущаются так, как написал автор псалма, может быть масса, и, скорее всего, любой человек в той или иной степени чувствовал нечто подобное.
Любопытно и очень важно, что Давид не говорит о себе как о жертве обстоятельств, не говорит, что он праведен и непорочен, он осознаёт свой грех и на это указывают слова псалма: «Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя» (Пс. 68:6). Интересен дальнейший ход его мысли, выраженный такими словами: «Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил» (Пс. 68:7). Да, он грешен, да, он в своём безумии ошибался, но он никогда не изменял Богу, и все это знают. Что же будет, если Бог не откликнется на его молитву? Ведь это будет означать, что Бог не слышит мольбы, что Он немилосерден, и люди не смогут надеяться на Бога. Поэтому автор псалма молит о помиловании, и ради себя самого, и ради других людей.
В такой форме молитвы обращает на себя внимание память о других людях даже в самой критичной и опасной ситуации. Страдающий человек не забывает думать о том, какой будет реакция окружающих, причём реакция не на него самого, а на действия Бога. Смогут ли они укрепиться в вере или, напротив, их вера пошатнётся? Эта мысль, пожалуй, самый важный урок 68-го псалма, который нам стоит усвоить, и, подобно царю Давиду, научиться в любой ситуации думать не только о себе, но и о том, чтобы Бог был прославлен в нас и через нас.
Псалом 68. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 68. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 286 зач., V, 11-21

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как сделать правильный выбор? Как принять сложное решение, от которого может зависеть моя жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
В древнем обществе женщина не являлась самостоятельным и самодостаточным членом общества. Она должна была быть или при родителях, или при муже, или же при том или ином религиозном сообществе. Женщина одинокая или же овдовевшая не могла просто пойти, как сейчас, устроиться на любую работу и жить своей жизнью. А потому она нередко становилась праздной. Могла ходить по домам, заниматься пустой болтовнёй, сплетничать, злословить, вмешиваться в чужие дела. И это ещё в лучшем случае. Некоторые, чтобы себя прокормить, начинали зарабатывать на жизнь собственным телом. А потому в древней христианской Церкви сложился такой обычай. Если женщина овдовела, то она или должна была повторно выйти замуж, или посвятить всю свою жизнь Церкви, которая брала на себя обязательства о вдовах.
Почему же сегодня апостол Павел советует своему ученику Тимофею, который был епископом города Ефес, не принимать «молодых вдовиц»? Он делает это потому, что было много случаев, когда молодая вдова после смерти мужа решала посвятить себя Христу. Однако, погоревав некоторое время, она изменяла своим обетам и повторно выходила замуж. Поэтому, пусть она лучше воздержится от обета безбрачия, чтобы потом не разочаровываться в нём. Ведь для молодости естественно влечение к противоположному полу и к созданию семьи. Поэтому в словах Павла «молодых же вдовиц не принимай» скорее скрывается рекомендация тщательно испытывать и проверять намерение человека, который рвётся дать серьёзные обещания. Особенно если эти обещания связаны с тем, что ему придётся идти против требований своего естества. Поэтому и в христианской монашеской традиции всегда был период, который назывался «искус». На протяжении этого времени человек мог обдумывать своё решение дать монашеские обеты, взвесить все за и против.
Перед многими из нас не стоит подобного выбора. Однако это не означает, что нам не приходится принимать непростые решения. И сегодня апостол Павел напоминает нам, что эти решения не должны быть компульсивные, то есть это не должен быть непредсказуемый и неконтролируемый выброс эмоций. Это не должно быть под влиянием момента. Наши намерения должны быть проверены. И зачастую самая лучшая проверка — это проверка временем. А потому замечательный духовный навык, который может каждый из нас развивать, — это умение давать времени время. Это не простое бездействие, это не пассивность, это не оцепенение, в котором оказался буриданов осёл. Это настоящая духовная активность. Я не просто отодвигаю сложный вопрос на второй план. Я ещё и сосредотачиваюсь на исполнении Евангелия, я обращаюсь к Богу, чтобы Он помог мне в моём деле, и внимательно наблюдаю. Сколько это должно длиться? В каждом случае по-разному. Но если я всё делаю верно, если в моей жизни есть сосредоточенность на служении другим людям, есть ежедневная молитва и капля доверия Богу и терпения, Господь решит самый сложный вопрос. Решит именно в то время и именно тем способом, который Сам посчитает нужным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












