Игумен одной обители, находившейся неподалеку от города Бо́ровск, тяжело заболел. 30 лет до того был он заботливым отцом для братии, но теперь решился оставить настоятельство и принять великую схиму – высшую степень монашества. В тишине и покаянии он собирался провести остаток дней. Однако, неожиданно выздоровев, по велению самой Богородицы он поселился на другом берегу реки и основал новую обитель в честь Рождества Пречистой. Звали этого монаха Пафнутий.
Монастырь очень быстро стал новым центром духовной жизни. Сюда стекался простой народ, приезжали бояре и князья, и все просили игумена о совете и о молитве. И ко всем – независимо от звания, богатства и положения – он относился с любовью. И всем говорил правду.
Однажды некий гордый человек пришел за благословением святого и надменно спрашивал у братии, где найти старца. Он не знал преподобного в лицо и, случайно встретив, толкнул и стал грубо говорить.
Гордый человек:
- Эй, ты! Покажи мне, где здесь Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
- Постой, успокойся, что ты? Мне кажется, тобой овладел лукавый и гордый дух.
Гордый человек:
- Да тебе ли указывать мне?! Кто ты такой?! (вдруг меняет интонацию, догадывается, немного пугается) Так ты и есть Пафнутий?
Преподобный Пафнутий:
- Да, это я.
Горделивый человек был в смятении. Он вскочил на коня и поскакал прочь, то злясь на старца, то стыдясь своей грубости:
Гордый человек:
- О, не таким оказался тот, кого считал я великим… Да разве даст он мне теперь благословение? А нужно ли оно мне? Это просто нищий монах. Нет же, это чудотворец и святой. Что делать мне? Я так грешен, что даже у старца не будет для меня теперь теплого слова…
Вскоре к старцу прибежали люди и стали рассказывать о неком человеке, который прямо на лошади заехал в монастырский пруд и не хочет выходить, говоря, что здесь собирается утопиться. Старец вздохнул и начал молиться Богородице, прося у нее милости к несчастному. Через некоторое время тот человек, растрепанный и мокрый, но уже спокойный, вновь пришел к Пафнутию.
Гордый человек:
- Отче, дай припаду к твоим ногам. Прости меня, прости! Никогда еще не было мне так легко, так спокойно на душе! Благодарю тебя, отче Пафнутий!
Преподобный Пафнутий:
- Не меня благодари, дитя, благодари Пречистую, она избавила тебя от гордыни и уныния, съедавших тебя изнутри. Богородица здесь хозяйка. Все лишь ее молитвами.
Немало еще чудес было явлено святым. По его молитвам появлялась у голодных пища, разрешались безвыходные ситуации, исцелялись больные.
Знаменитый иконописец Дионисий пришел делать росписи в монастырском соборе, но не мог начать – у него сильно болели ноги. Пафнутий благословил его, и когда тот взялся за работу, болезнь отступила.
Жизнь старца была проста и строга. У него были самая бедная келья и облачение, он мало ел и много постился, из общих работ выполнял самые тяжелые – носил камни, рубил дрова, копал огород, и в то же время он всегда первым приходил на молитву.
Последнюю неделю жизни святой провел в посте и молитве, выходя из кельи только ради церковной службы, и благодарил Бога за данные ему перед смертью шесть дней покаяния без суеты.
Также он велел, чтобы на похоронах не было никого из мирских. Братия тихо и почти тайно похоронила его. А когда стала распространяться весть о кончине старца, потянулся народ к обители святого, поклониться могиле его и попросить о небесном заступничестве.
Сейчас мощи преподобного покоятся в соборе Рождества Богородицы основанного им Свято-Пафнутьевского Бо́ровского монастыря. И по сей день, обращаясь к святому Пафнутию, многие верующие получают от Бога помощь и поддержку в добрых своих делах.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница