Некоторые мистически настроенные исследователи творчества Чуковского приписывают поэту едва ли не дар провидца, и уверяют, что в своем знаменитом «Тараканище» тот будто бы предсказал грядущую жестокую сталинскую эпоху. К подобным высказываниям можно относиться как угодно, но вряд ли кто-то поспорит с тем, что Корней Иванович, которого называли «детским Шекспиром», действительно был незаурядной личностью, удивительным человеком и талантливейшим поэтом. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, его произведения, а еще – люди, близко его знавшие: родные, друзья, соратники по перу… Именно из их мемуаров в издательстве «Никея» составили сборник под названием «Воспоминания о Чуковском», который стал одним из самых ярких изданий, выпущенных к сто тридцатилетнему юбилею со дня рождения поэта.
Пройти мимо книги, не заметив её, просто невозможно, она буквально притягивает к себе: на обложку помещена одна из редких фотографий молодого Чуковского. Крупным планом - лицо - задумчивое, серьезное… А в полуопущенном взгляде - смешинка! Этот портрет, пожалуй, идеально иллюстрирует те контрасты неординарной натуры Корнея Ивановича, о которых рассказывают авторы книги мемуаров.
Начинается она с «Памяти детства» - лирических и светлых воспоминаний дочери поэта, Лидии Чуковской. С первых строк чувствуется, как приятно ей писать об отце, о времени, проведенном рядом с ним в финском поселке Куоккола неподалеку от Петербурга. С трепетом она говорит о каждой мелочи - казалось бы, совсем незначительной, а на самом деле – драгоценной, способной рассказать о внутреннем мире гения куда больше, чем любой факт официальной биографии. Например, о том, насколько тонко Чуковский понимал и чувствовал детей. Взрослея, человек утрачивает способность воспринимать мир глазами ребенка и, как бы ни пытался, не может вернуть ощущений детства. Чуковский – мог. В нем до конца жизни органично сосуществовали взрослый человек и ребенок, с восторгом смотрящий на огромный, чудесный мир.
Может быть, именно поэтому Евгений Шварц в двух своих очерках, написанных в разное время, так по-разному говорит о Чуковском. Его «Некомнатный человек» и «Белый волк» словно написаны о двух разных людях… У Юрия Коваля Чуковский тоже получился неоднозначным: вот он лыжной палкой рисует на снегу смешную рожицу, а в следующий момент – скептически и даже язвительно отзывается о стихах, с которыми к нему пришел начинающий тогда еще литератор…
Но, наверное, таким и должен быть гений, умудрившийся в советское время получить разрешение на работу над Библией для детей! И эти «Воспоминания о Чуковском» тем и ценны, что дают возможность увидеть его с разных сторон.
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.