Когда в статье из греческого миссионерского журнала «Все народы» за декабрь 1993-го года отец Нектарий (Келлис) прочитал, что нужен православный священник на Мадагаскар, он загорелся желанием проповедовать Христа на этом экзотическом острове. С трепетом в сердце он отправился в родную Элладу, чтобы найти автора публикации — отца Константина Стратигопулоса — и узнать у него подробности.
— Брат мой, — спросил архимандрит Нектарий, — как связаться с людьми с Мадагаскара, которые обращались по поводу священника?
— Таких людей нет, — сказал Стратигопулос. — Просто на Мадагаскаре нет священника, и я подумал, что хорошо бы, чтобы он там появился.
Этот ответ стал неожиданностью для отца Нектария, представлявшего себе ситуацию иначе. Но всё же он, испросив архиерейское благословение, летом 1994-го года прибыл на Мадагаскар...
Отец Нектарий родился в 1952-м году на острове Родос. С детства он мечтал служить Богу, а вместо игрушек любил брать в руки иконы. В поисках лучшей жизни его семья переехала в Австралию, где в 1981-м году он и стал священником. Отец Нектарий многое сделал для развития Православия на южном континенте: основал библейские кружки, начал выпускать грекоязычный журнал «Святой Нектарий», а также «Православный вестник» — первое в Австралии молодёжное православное издание на английском языке. Кроме того, священник окормлял студентов известного Университета Флиндерса в Аделаиде, который сам ранее окончил.
Когда в 1994 году отец Нектарий оказался на Мадагаскаре, он нашёл там две недействующих православных церквушки, когда-то принадлежавших немногочисленной греческой общине, изгнанной в 1972-м году после военного переворота. За одним из храмов присматривал Жан Цаканиас — наполовину грек, наполовину — коренной мадагаскарец.
Отец Нектарий поначалу не знал местных языков — малагасийского и французского, однако через Цаканиаса как переводчика он стал проповедовать православие, неутомимо посещая деревню за деревней.
За полтора года отец Нектарий основал пятнадцать приходов, а также подготовил первого в истории православного священника-мадагаскарца Иоанна Рикотондразафи. Начался быстрый рост Православной Церкви на острове, а в 1997-м году была образована Мадагаскарская епархия, епископом в которой стал отец Нектарий.
Видя крайнюю бедность местных жителей, владыка Нектарий многое сделал для них: он основал восемь начальных школ, приют для сирот, медицинский центр, устраивал раздачу еды и одежды бедным, посещал тюрьмы и лепрозории, сам при этом страдая от малярии. Созданный им медицинский центр в столице Мадагаскара Антананариву стал одним из лучших в стране.
В ходе своих апостольских трудов епископ Нектарий организовал перевод богослужения на малагасийский язык, а в 2000-м году основал православный приход на французском острове Реюньон, находящемся в семистах километрах от Мадагаскара. Жизнь епископа Мадагаскарского Нектария (Келлиса) трагически оборвалась в 2004-м году в авиакатастрофе над Средиземным морем, в которой погиб в том числе Патриарх Александрийский Пётр.
Сегодня на Мадагаскаре около шестнадцати тысяч православных христиан, семьдесят пять храмов, семинария, множество школ, больниц и приютов. Есть полностью православные деревни, такие как Амбовондраманеси. Как вспоминал митрополит Приконисский Иосиф, владыка Нектарий был «первый в служении, первый в свидетельстве Иисуса Христа, первый в жертвенности, первый во всём». Православные мадагаскарцы бережно хранят память о нём.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.