Рим., 102 зач., IX, 18-33. за понедельник и за вторник (под зачало): Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к Римлянам пропитано болью. Павел снова и снова задаётся вопросом: как так могло произойти, что избранный Самим Богом еврейский народ оказался в самый важный и ответственный момент пришествия Мессии — абсолютно неготовым? Почему самый главный экзамен, к которому шли поколениями, которым вдохновлялись от мала до велика, был с треском провален?
Ответ самого апостола на этот вопрос категоричен: не там искали, не туда забрели. Роковая ошибка иудеев заключалась в подмене веры делами — и об этом Павел пишет прямо: «потому что искали не в вере, а в делах» — и, заметим, именно такой текст мы видим в древнейших рукописях, без слов «в делах закона». Для апостола Павла одна из ключевых тем — это вопрос отношений дел и веры, точнее, жизни по вере и жизни как строгому следованию букве закона.
И апостол продолжает мысль о важности веры с ещё большей жёсткостью, говоря: язычники, которым был неизвестен Богом данный закон Моисея, преуспели в вере и были приняты Богом в число Его избранников — а те, кому и было в древности поручено хранить и исполнять обетования Божии — оказались недееспособны! Чем же так опасна деятельная религиозная жизнь — если в ней недостаточно живой веры?
Кто такой праведник с точки зрения закона? Тот, кто им живёт и его не нарушает. То есть — «правильник», человек безупречный, к которому с точки зрения Закона нет никаких претензий. Кто же тогда праведник по вере? Тот, у кого есть постоянный контакт с Богом, кто ходит перед Ним, кто относится к Нему как к Живому, присутствующему здесь и сейчас, а не к какой-то далёкой абстракции. Заметим сразу: одно другого вовсе не исключает, но обе «праведности» являются своего рода полюсами, между которыми и протекает реальная жизнь верующего.
Но есть одна особенность, и она существенная. Исполнение Закона в первую очередь зависит от человеческой воли. А вот силой воли нажать «волшебную кнопку» в душе и повысить градус живой веры — увы, не удастся. Также, как не сможет муж в ситуации острого семейного кризиса сказать: с завтрашнего дня повышу градус любви к жене на 39 процентов! Потому что это «повышение градуса» должно быть естественным и органичным — чтобы не оказаться лживым и поддельным. И вот, наконец, мы подошли к самому главному.
Чтобы не повторить роковой ошибки иудеев, нам следует научиться смотреть на любое дело в религиозной жизни как всего лишь инструмент созидания и укрепления наших личных отношений с Богом. Всегда рядом с нами будет маячить соблазн воспринимать наши дела как что-то самоценное и самодостаточное. Главное — вычитать молитвенное правило. А там пусть Сам Бог его нам зачтет! Главное — цветы жене на 8-е марта подарить. И вот, приходит такой довольный своей «правильностью» муж домой, с кислой физиономией вручает невзрачный букет супруге со словами — ну, на, держи, с праздником! — не понимая, что этим он ещё больше отдаляется от неё, превращая праздник из возможности — в издёвку. «А что? Я ведь всё правильно сделал!» Но ведь и от Бога мы можем отдаляться любым религиозным действием — если не раскрываемся навстречу Ему, если замыкаемся в ощущении собственной правильности и самодостаточности. Если, откровенно говоря, Бог оказывается нам не особо-то и нужен — нам и самим по себе вполне хорошо!
Помогай же нам, Господи, научиться избегать этой очень опасной духовной ловушки!
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.