Рим., 102 зач., IX, 18-33. за понедельник и за вторник (под зачало): Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к Римлянам пропитано болью. Павел снова и снова задаётся вопросом: как так могло произойти, что избранный Самим Богом еврейский народ оказался в самый важный и ответственный момент пришествия Мессии — абсолютно неготовым? Почему самый главный экзамен, к которому шли поколениями, которым вдохновлялись от мала до велика, был с треском провален?
Ответ самого апостола на этот вопрос категоричен: не там искали, не туда забрели. Роковая ошибка иудеев заключалась в подмене веры делами — и об этом Павел пишет прямо: «потому что искали не в вере, а в делах» — и, заметим, именно такой текст мы видим в древнейших рукописях, без слов «в делах закона». Для апостола Павла одна из ключевых тем — это вопрос отношений дел и веры, точнее, жизни по вере и жизни как строгому следованию букве закона.
И апостол продолжает мысль о важности веры с ещё большей жёсткостью, говоря: язычники, которым был неизвестен Богом данный закон Моисея, преуспели в вере и были приняты Богом в число Его избранников — а те, кому и было в древности поручено хранить и исполнять обетования Божии — оказались недееспособны! Чем же так опасна деятельная религиозная жизнь — если в ней недостаточно живой веры?
Кто такой праведник с точки зрения закона? Тот, кто им живёт и его не нарушает. То есть — «правильник», человек безупречный, к которому с точки зрения Закона нет никаких претензий. Кто же тогда праведник по вере? Тот, у кого есть постоянный контакт с Богом, кто ходит перед Ним, кто относится к Нему как к Живому, присутствующему здесь и сейчас, а не к какой-то далёкой абстракции. Заметим сразу: одно другого вовсе не исключает, но обе «праведности» являются своего рода полюсами, между которыми и протекает реальная жизнь верующего.
Но есть одна особенность, и она существенная. Исполнение Закона в первую очередь зависит от человеческой воли. А вот силой воли нажать «волшебную кнопку» в душе и повысить градус живой веры — увы, не удастся. Также, как не сможет муж в ситуации острого семейного кризиса сказать: с завтрашнего дня повышу градус любви к жене на 39 процентов! Потому что это «повышение градуса» должно быть естественным и органичным — чтобы не оказаться лживым и поддельным. И вот, наконец, мы подошли к самому главному.
Чтобы не повторить роковой ошибки иудеев, нам следует научиться смотреть на любое дело в религиозной жизни как всего лишь инструмент созидания и укрепления наших личных отношений с Богом. Всегда рядом с нами будет маячить соблазн воспринимать наши дела как что-то самоценное и самодостаточное. Главное — вычитать молитвенное правило. А там пусть Сам Бог его нам зачтет! Главное — цветы жене на 8-е марта подарить. И вот, приходит такой довольный своей «правильностью» муж домой, с кислой физиономией вручает невзрачный букет супруге со словами — ну, на, держи, с праздником! — не понимая, что этим он ещё больше отдаляется от неё, превращая праздник из возможности — в издёвку. «А что? Я ведь всё правильно сделал!» Но ведь и от Бога мы можем отдаляться любым религиозным действием — если не раскрываемся навстречу Ему, если замыкаемся в ощущении собственной правильности и самодостаточности. Если, откровенно говоря, Бог оказывается нам не особо-то и нужен — нам и самим по себе вполне хорошо!
Помогай же нам, Господи, научиться избегать этой очень опасной духовной ловушки!
Порадовать детей из малоимущих семей в рамках акции «Мечта на Рождество»
Перед Новым годом и Рождеством в православной службе помощи «Милосердие Казань» работает настоящая праздничная почта. В рамках акции «Мечта на Рождество» сюда со всего Татарстана стекаются письма с пожеланиями от детей, чьи семьи находятся в трудной ситуации. Многие из них адресованы святому Николаю Чудотворцу, ведь он любил ближних и посильно помогал нуждающимся. Дети искренне верят в чудо и в то, что их просьбы по молитвам святого Николая не останутся без ответа. Сотрудники православной службы «Милосердие Казань» стремятся сделать так, чтобы радость вместе с подарками пришла в каждый дом.
Ваня и Маша Долговы мечтают о коньках и удобном кресле для учёбы. Дети из большой семьи Коноваловых очень ждут велосипед — один на всех, для общих игр и веселья. Маленькая Кира попросила в подарок набор парикмахера, а её старший брат Даниил — наушники.
Всего подарков ждут почти 700 детей. И если вы хотите совершить для кого-то из них доброе дело, присоединяйтесь к акции «Мечта на Рождество». Сделать это можно по-разному. Например, поддержать общий денежный сбор на сайте службы «Милосердие Казань». Самостоятельно исполнить пожелание конкретного ребёнка, либо помочь в подготовке и доставке подарков. Больше узнать о рождественской акции и всех вариантах участия в ней можно на сайте службы. Наполним эти предпраздничные дни добром и милосердием!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем детям и взрослым добраться до места лечения
«Билет, надежда, жизнь» — так называется проект фонда «Мои друзья». Он создан в поддержку тех, кто нуждается в медицинской помощи, но не имеет возможности добраться до места лечения и реабилитации.
10-летний Кирилл вместе с семьёй живёт в городе Нижний Тагил. В силу болезни многие действия даются подростку сложнее, чем другим. Ежедневно своим трудом, терпением и упорством Кирилл подтверждает, что он — настоящий отважный боец, который изо всех сил стремится к нормальной самостоятельной жизни. К примеру, раньше он не мог ходить, а сегодня делает шаги с поддержкой.
Кирилл учится во втором классе, правда пока дистанционно. Но когда он будет уверенно стоять на ногах, у него появится возможность ходить в школу вместе со всеми.
По рекомендации врачей Кирилл проходит реабилитацию несколько раз в год. Каждая поездка для него — это шанс стать более здоровым и крепким. На оплату лечения и проезда у родителей уходит много средств, и билеты на поезд или самолёт от фонда «Мои друзья» для них — большая помощь.
В рамках проекта «Билет, надежда, жизнь» фонд запустил акцию. Вы можете принять в ней участие и подарить «мили надежды» детям и взрослым, которые спешат на лечение. Арифметика простая: каждые 10 рублей — 1 миля пути. На странице акции есть возможность увидеть сколько примерно миль составляет дорога из разных регионов России до Москвы, куда чаще всего необходимо попасть подопечным. Каждый шаг, каждый перевод, каждая миля — часть большого пути к жизни.
Поддержите акцию и подарите людям возможность вовремя добираться до места лечения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«С.С. Аверинцев». Егор Агафонов
Гостем программы «Светлый вечер» был редактор издательства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Егор Агафонов.
Разговор шел о знаменитом филологе, культурологе Сергее Сергеевиче Аверинцеве, о его приходе к Богу в советские годы и как своей работой он начал свидетельствовать о Христе. Его открытые лекции были наполнены христианскими смыслами и собирали полные аудитории. У него было благословение произносить проповеди в храме, к ним он тщательно готовился и они также вызывали большой интерес. Кроме того, мы говорили о идущей сейчас работе по изданию полного собрания сочинений С.С. Аверинцева.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











