
Рим., 88 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшнее чтение из апостольского послания — одно из самых пронзительных. Апостол Павел говорит о любви Бога к человечеству — которая проявилась прежде всего в том, что Сын Божий умер за людей, когда они «ещё были грешниками» и нечестивыми. Используя риторический приём, апостол добивается сильнейшего эффекта: действительно, едва ли кто решится отдать свою жизнь за благодетеля — но чтобы умереть за своего врага — это совсем за гранью возможного. Но Бог на Кресте умирает за людей, которые находятся именно в таком состоянии — откровенной вражды с Богом.
В современной психологии мы часто можем встретить понятие «безусловной любви». Именно отсутствие опыта такого абсолютного и доброго принятия ребёнка со стороны родителей и окружающих чаще всего является причиной многих душевных травм, которые мучают человека уже во взрослом возрасте. И психологи призывают родителей учиться безусловной любви, чтобы минимализировать травматизацию собственных детей. Однако психология не замечает одну очень важную деталь: чтобы захотеть и быть способным так безусловно любить даже собственного ребёнка, уже надо иметь определённый опыт такой любви! Бессмысленно призывать человека с помутнённым хрусталиком в глазу быть более аккуратным — он просто не видит грязи, для него всё — одинаково мутно. Точно также и человек, не имевший в своём опыте безусловной принимающей любви, не может её «сконструировать» из своих представлений — как ни придумывай, а всё равно получится криво и косо. И, увы, здесь мы попадаем в дурную зависимость: нелюбовь не может родить любовь...
Но у апостола есть рецепт, как разорвать этот порочный круг: тот, кто испытает в своём сердце принимающую любовь Божию, оказывается свободным от отсутствия опыта человеческой любви! Если всё бытие опирается на единственный фундамент — безусловную любовь Божию, явленную миру на Кресте, — тогда у каждого из нас нет ни малейшего права на нелюбовь к окружающим! И черпать эту любовь следует в первую очередь из наблюдения и созерцания того, как Бог заботится, бережно поддерживает, деликатно возделывает Своё мироздание! Всего лишь небольшой шаг веры — и куда ни брось свой взгляд — повсюду увидишь те или иные отблески одной и той же Божественной любви!
Но — не будем забывать и то, чего стоило Самому Богу наше освобождение. Именно в таком внутреннем напряжении — радости о любви и трепетной благодарности Христу — в душе открывается неиссякаемый источник вдохновенного служения — служения и Богу, и ближним!
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема