
Апостол Павел
Рим., 89 зач., V, 10-16.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Никто из нас не был в библейском райском саду. Никто из нас не вкушал плод с древа добра и зла. Нас там не было. Нашей вины в грехопадении прародителей нет. Это не наше преступление, но его последствия — реальность, в которой мы живем. Всё только что сказанное — очевидно и банально, ни с одним из перечисленных утверждений спорить невозможно. Именно это и использует апостол Павел в своих размышлениях относительно Христа, он проводит параллель между Адамом и Христом: согрешил один человек, а страдают все, примирил человека с Богом также один — Христос, но плодом примирения могут воспользоваться все. Адам своими действиями внес в природу человека смертность со всеми её производными, Христос вернул человечество к первозданному состоянию райского блаженства, которое выражается в богообщении.
Конечно, когда мы говорим о смерти и о том, что Христос Своей смертью победил смерть, то эти слова для абсолютного большинства наших современников звучат как некая метафора, а потому они нуждаются в пояснении. В нашем разговорном языке под смертью мы понимаем окончание биологического существования тела, но на языке Библии это понятие значительно шире, и смерть в биологическом смысле — не является главным наполнением этого библейского термина. На языке Священного Писания смерть — это отсутствие общения с Богом. Любой грех лишает человека такой возможности, но пока продолжается физическая жизнь, то сохраняется и возможность преодоления последствий греха и возвращения к богообщению. Конечное же следствие греха — смерть тела — отсекает от общения с Богом навсегда. Так было до Христова Пришествия, до Его Смерти и Воскресения. Во времена Нового Завета смерть тела перестала быть той чертой, которая отделяет человека от Бога, общение с Богом продолжается и после физической смерти. Для христиан это известная истина, именно по причине упования на вечную жизнь мы стараемся блюсти свою совесть в чистоте, ведь по окончании жизни тела заканчивается и возможность покаяния, но не заканчивается жизнь.
Для очень многих людей рассуждения о жизни вечной звучат как какая-то древняя сказка, не имеющая никакого отношения к реальному положению дел. Но это не выдумка и не теория, это опыт Церкви, к которому можно приобщиться через молитвенное обращение к святым, многие из которых уже давно покинули физический мир, что не мешает им отвечать на молитвы и поддерживать нас в стремлении жить полной жизнью в свете Лица Божия.
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал