Святитель Николай Сербский
Странного господина можно было встретить в парках Лондона в годы Первой мировой войны. Он играл на флейте и не просил денег. Когда вокруг него собирался народ, он говорил:
- Вот этот инструмент у меня в руках – фрула, сербская флейта. И сам я – серб. Сейчас, когда началась война, вы думаете, что мы – какой-то маленький, но очень злой народец, убивший наследника Австро-Венгерского престола и развязавший войну? В ваших газетах пишут, что «сербы – это небольшое племя торгашей и нерях»! Но это не так! Мой народ – любит Бога, свободу и песни. Это очень добрый народ, который страдает от этой войны ничуть не меньше всех остальных. И даже больше!
Этот странный человек был сербским иеромонахом Николаем (Велимировичем). Он уже успел поучаствовать в боевых действиях под Белградом как полковой священник, а теперь был отправлен с дипломатической миссией в Англию и Америку. В день он проводил по 5-6 встреч и бесед. В результате американцы и англичане начали сбор материальной помощи для сербских беженцев и стали добровольцами отправляться на фронт.
В 1920 году иеромонах Николай стал епископом на своей родине. Он всегда был доступен для своей паствы, прост в общении, заботлив к нуждающимся – мог дежурить у постели больного, спорить с чиновниками, когда они были неправы, распевать с детьми песенки, в том числе и собственного сочинения… Простые сербы любили его и называли Дедушка-Владыка. И это при том, что он мог весьма своеобразным образом выражать свои мысли. Однажды, незадолго до Второй мировой войны, он потряс весь городок Охрид своим необычным поведением.
Владыка Николай – босой, без шапки – проехал через весь город, сидя на осле задом наперед! Ноги волочились по пыли. Голова взлохмачена.
В тот день храм был полон. Но владыка Николай выглядел совершенно обычно и спокойно служил Литургию. Только лишь по завершении службы он вышел к любопытному народу.
- Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело – поговорить о моде. Или – о политике. Или – о цивилизации. О том, что вы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за закончившуюся в 18-ом году войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!?
Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом?
После захвата Сербии фашистами епископ оказался под арестом, а затем – в концлагере Дахау. После освобождения его ждал удар еще серьезнее – социалистическое правительство не пустило его на родину.
Последние годы он жил при русском монастыре в Пенсильвании. Как и прежде, много писал – собрание сочинений святителя Николая (Велими́ровича) составляет 15 томов. С горечью – о родной и далекой стране, с благодарностью – о пережитых им лично скорбях, с любовью и поддержкой – о чужих бедах и переживаниях.
Лишь через 35 лет после смерти мощи святого были перенесены в Сербию. При жизни непримиримый с ложью, прямолинейный владыка и сейчас продолжает использовать свои способы наставления на истинный путь. Один парень, торгующий наркотиками, как-то пришел в монастырь, долго молился у раки с мощами святого, а затем положил на раку солидное пожертвование. Когда он выходил из монастыря, то с удивлением и ужасом обнаружил стопку денег у себя в кармане. Владыка не принял такой подарок. Через месяц парень вернулся в монастырь – уже на исповедь.
21 февраля. О том, как Христос узнаёт своих чад

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня».
О том, как Христос узнаёт своих чад — игумен Назарий (Рыпин).
Это тайна отношений души человеческой с Богом. Безусловно, она совершается не в один момент. Происходит это на протяжении жизни человека или, по крайней мере, какого-то периода. И как мы узнаем друг друга в процессе нашей обычной жизни, также душа, обращаясь к Творцу в молитве, в покаянии, постепенно открывает для себя милость Творца. Когда мы порой даже себя сами не можем простить, и милосердие Божие превосходит наш человеческий ум. И постепенно мы познаем, что Бог благ, мы начинаем Богу доверять. И чем больше мы Ему доверяем, тем больше в нас уже разгорается любовь. И познание Творца в большей мере, чем, конечно, мы об этом знали, когда только пришли в церковь. А как узнает Господь? Узнает нас по нашим делам прежде всего. Конечно же, по нашему предстоянию в молитве, но плоды этой молитвы и нашего участия в таинствах, в благоговейном участии, должны выражаться в нашем доброделании, в наших качествах души. И вот когда постепенно качества души наши становятся похожими на Бога, в нашем подобии Ему, то Господь узнает нас и порой и святым свидетельствует о том, что да, ты Мой. Господь узнает нас уже как Своих, признает как Своих.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 февраля. О пророчествах Пророка Захарии Серповидца

Сегодня 21 февраля. Церковь чтит память Пророка Захарии Серповидца, жившего в шестом веке до Р. Х.
О его пророчествах — протоиерей Василий Гелеван.
Святой пророк Захария жил в VI веке до Рождества Христова, является одним из 12 малых пророков. Каждый пророк призывает людей к покаянию, только по-своему. Вот святой Захария называется Серповидцем, это связано с одним видением в виде серпа. И самая главная мысль здесь в том, что голос пророка — это голос Бога. Вот только этот голос никак не хотят люди услышать. Пророки призывают к покаянию, но люди не меняют свою жизнь. И тогда пророк предсказывает наказание. Святой Захария предсказал пленение вавилонское, но вместе с тем уже тогда предсказал возвращение в родную страну. Все время он наставит на нравственном возрождении людей. Можно, конечно, возродиться сейчас, и тогда минует даже наказание. Ну а можно пойти сложным путем. Сначала заслужить наказание, претерпеть изгнание, а потом вернуться и покаяться.
Святой пророк Захария имеет одно очень важное послание для нас. Он говорит, что язычники предназначились для вступления в Царство Божие. Язычники в то время — это все те, кто не поклонялись одному Богу. Язычники для иудеев — это все люди вокруг, и в том числе и будущие русские люди. Язычники — это те, кто не приняли веру Христову. И вот сегодня, когда мы имеем огромный расцвет безбожия в нашей родной православной стране, есть повод задуматься, кто же пришел в Царство Божие. Пришли люди, совершенно безнадежные на первый взгляд. Но из этих людей составил Господь Церковь. Из каждого из нас, вчерашнего грешника, составил Господь свое Царство.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 февраля. О любви к русскому языку

Сегодня 21 февраля. Международный день родного языка.
О любви к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
Пожелаем каждому из народов, а прежде всего нашему народу, бережно относиться к тому надвременному сокровищу, которое мы имеем в литературном русском языке, великом и могучем. Ведь он, как некий сосуд для драгоценного употребления, хранит в себе благоуханные вещества. Это наследие наших пращуров, наших благочестивых предков, которые гораздо больше, нежели мы, времени отдавали молитве, богомыслию. И поэтому их язык, соответственно, их эпистолярное наследие, их дневниковые записи, заметки, литературные произведения написаны были в ином стиле, чем современные смс.
Сегодня, в День родного языка, хочется поклониться памяти и Михаила Васильевича Ломоносова, и Николая Михайловича Карамзина, и Павла Флоренского, и великой княгини Елизаветы Федоровны, и сонму наших писателей, пусть это были натуры сложные, боримые страстями, но не погрешившие в отношении родной речи.
Все выпуски программы Актуальная тема