Святитель Николай Сербский
Странного господина можно было встретить в парках Лондона в годы Первой мировой войны. Он играл на флейте и не просил денег. Когда вокруг него собирался народ, он говорил:
- Вот этот инструмент у меня в руках – фрула, сербская флейта. И сам я – серб. Сейчас, когда началась война, вы думаете, что мы – какой-то маленький, но очень злой народец, убивший наследника Австро-Венгерского престола и развязавший войну? В ваших газетах пишут, что «сербы – это небольшое племя торгашей и нерях»! Но это не так! Мой народ – любит Бога, свободу и песни. Это очень добрый народ, который страдает от этой войны ничуть не меньше всех остальных. И даже больше!
Этот странный человек был сербским иеромонахом Николаем (Велимировичем). Он уже успел поучаствовать в боевых действиях под Белградом как полковой священник, а теперь был отправлен с дипломатической миссией в Англию и Америку. В день он проводил по 5-6 встреч и бесед. В результате американцы и англичане начали сбор материальной помощи для сербских беженцев и стали добровольцами отправляться на фронт.
В 1920 году иеромонах Николай стал епископом на своей родине. Он всегда был доступен для своей паствы, прост в общении, заботлив к нуждающимся – мог дежурить у постели больного, спорить с чиновниками, когда они были неправы, распевать с детьми песенки, в том числе и собственного сочинения… Простые сербы любили его и называли Дедушка-Владыка. И это при том, что он мог весьма своеобразным образом выражать свои мысли. Однажды, незадолго до Второй мировой войны, он потряс весь городок Охрид своим необычным поведением.
Владыка Николай – босой, без шапки – проехал через весь город, сидя на осле задом наперед! Ноги волочились по пыли. Голова взлохмачена.
В тот день храм был полон. Но владыка Николай выглядел совершенно обычно и спокойно служил Литургию. Только лишь по завершении службы он вышел к любопытному народу.
- Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело – поговорить о моде. Или – о политике. Или – о цивилизации. О том, что вы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за закончившуюся в 18-ом году войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!?
Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом?
После захвата Сербии фашистами епископ оказался под арестом, а затем – в концлагере Дахау. После освобождения его ждал удар еще серьезнее – социалистическое правительство не пустило его на родину.
Последние годы он жил при русском монастыре в Пенсильвании. Как и прежде, много писал – собрание сочинений святителя Николая (Велими́ровича) составляет 15 томов. С горечью – о родной и далекой стране, с благодарностью – о пережитых им лично скорбях, с любовью и поддержкой – о чужих бедах и переживаниях.
Лишь через 35 лет после смерти мощи святого были перенесены в Сербию. При жизни непримиримый с ложью, прямолинейный владыка и сейчас продолжает использовать свои способы наставления на истинный путь. Один парень, торгующий наркотиками, как-то пришел в монастырь, долго молился у раки с мощами святого, а затем положил на раку солидное пожертвование. Когда он выходил из монастыря, то с удивлением и ужасом обнаружил стопку денег у себя в кармане. Владыка не принял такой подарок. Через месяц парень вернулся в монастырь – уже на исповедь.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов