Деян., 40 зач., XVII, 19-28.
Глава 17.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим часть проповеди апостола Павла в Афинском ареопаге. Дожидаясь учеников, он беседовал с местными иудеями в синагоге, а также на рыночной площади с теми, кто там находился. Естественно, проповедь иудея, казалась язычникам чем-то сомнительным, ведь он проповедовал чуждых для них Божеств. Собственно, с этого и начинается сегодняшняя история. С рыночной площади апостола зовут в ареопаг, место заседания Афинского суда, потому что хотят познакомиться с его учением более подробно.
Что же делает апостол, если знает, что они очень любознательны, но обычно не готовы изменять свою жизнь? Говорит ли он Афинянам: «Я знаю ваши привычки и говорить с вами не буду, вам лишь бы болтать о чем-нибудь интересном, верить вы все равно не будете»! Нет, не говорит. Он обращается к ним со всей искренностью, так, как если бы действительно рассчитывал на успех проповеди.
Может показаться, что он начинает с некоторого комплимента, когда называет их набожными. На самом деле, учитывая, что он стоит в ареопаге, то есть перед судом, который имел влияние на религиозную жизнь Афин, это исключено. По правилам человек не имел права хвалить суд или говорить что бы то ни было подобное, что могло оказать на судей влияние. Он должен был говорить только по существу. Для апостола это означало, что он просто свидетельствует о глубокой религиозности, которая выражалась в большом количестве самых разных статуй, которые стояли повсюду в городе, о чем есть свидетельства древних авторов. В то же время, указывая на статую неведомого Бога, он говорит пытается показать, что сами того не понимая, они уже от части на верном пути и для того, чтобы понять его им надо только узнать о Боге больше, понять его правильно.
Конечно, по-своему его рассказ просто потрясающий. Сегодня, когда мы слышим его слова, мы практически не можем понять, что в них такого особенного. Но посмотрим на них глазами афинянина первого века. Люди, которые почитали Зевса, как громовержца, Посейдона как владыку моря и всех прочих, слышали, что им предлагают верить в того, кто сотворил все. Более того, Павел называет Бога «Господом неба и земли», что для нас сегодня совсем не удивительно. Но для афинян небо и земля — это не просто физические объекты, это тоже боги — Уран и Гея. Более того, этот Бог не нуждается ни в чем, потому что все, что существует и существует-то только благодаря тому, что Он дает этому жизнь. Но для чего же он дает эту жизнь людям? Для того, чтобы они искали Его, как причину своего существования, стремились к Нему, как источнику жизни.
Может возникнуть вопрос, о чем же хочет сказать апостол в первую очередь? Хочет ли совершить культовую революцию убеждая их, что храмы и жертвенники не нужны? Очевидно, нет. Говорит ли он, что все их Боги ложны — даже этого мы сразу не слышим. Очень часто люди превращают веру в служанку их политическим, экономическим и даже бытовым интересам... Но Бог, которого проповедует Апостол не таков. Он не Тот, Кого можно использовать для себя, Он Тот, к Кому можно стремиться, чтобы жить вместе с Ним в общении и любви.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.