
Фото: Joshua Davis/Unsplash
Нижегородский Торговый дом «Емельян Башкиров и сыновья» хорошо знали в России. Предприятия Башкировых снабжали мукой главного булочника страны — Филиппова. Продукция почтенного семейства, маркированная изображением государственного герба, считалась лучшей во всей стране, её продавали даже в Европе. А Якову Башкирову была оказана особая честь: он поставлял муку императорскому двору, имел дворянское звание и титул Почётного гражданина Нижнего Новгорода. Но награждали предпринимателя не за коммерческие успехи, а за благотворительную деятельность.
Яков Емельянович был богатым человеком. Миллионы упорным трудом зарабатывал ещё его отец. В своё время Башкиров-старший держал в своих руках всю переработку зерна в Нижнем Новгороде, имел грузовое пароходство и числился одним из самых обеспеченных купцов города. После смерти отца трём его сыновьям остался огромный капитал, который они полюбовно поделили.
Яков Емельянович, получив наследство построил в Нижнем несколько таких мощных паровых мельниц, что они работают по сей день. При этих мельницах находились домики, в которых бесплатно проживали работники Башкирова. На своих предприятиях он установил восьмичасовой рабочий день, ввёл пособия на роды для работниц, всерьёз занимался техникой безопасности, очень ценил своих специалистов и сам же их обучал. В 1908-ом году Яков Емельянович открыл в городе школу для подготовки квалифицированных монтёров и мельников. При одной из башкировских мельниц работало училище мукомолов. Таких во всей России было всего четыре: в Нижнем Новгороде, Одессе, Варшаве и Минске.
Заботился Башкиров и о духовной жизни земляков. Принял участие в создании Нижегородского Владимирского общества хоругвеносцев — эта организация помогала беднейшим сельским церквям Нижегородской епархии. Опекал и поддерживал деньгами городской храм ВсемиИлостивого Спаса и церковь в селе КрутЕц.
Башкиров обращал особое внимание на образовательные учреждения: он профинансировал строительство нескольких училищ в Нижнем и в городке КанАвино. Предприниматель неспроста жертвовал деньги именно на училища, где дети получали не только общее образование, но и профессии. Башкиров рассуждал так: не могут все мальчики и девочки из бедных семей поступить в университеты и стать врачами, инженерами и адвокатами. Поэтому нужно обучать их ремёслам — так будет проще устроиться во взрослой жизни. Яков Емельянович оказался прав, множество таких выросших детей после окончания училищ успешно работало на его мельницах, баржах и пароходах.
Свои образовательные проекты сам Башкиров считал крупными, к малым же причислял, например, строительство водопровода в заречной части Нижнего, хоть и стоило сооружение недёшево — 40 000 рублей. Крупные суммы Яков Емельянович пожертвовал и на возведение театра и на сооружение памятнику императору Александру Второму. А когда началась русско-японская война Башкиров вошёл в комитет помощи раненым и больным воинам.
Якова Башкирова любили в Нижнем Новгороде. Когда предпринимателя и благотворителя не стало, депутат городской думы Таланцев сказал так: «Я встретил крупную силу, перед которой преклониться не стыдно. От нас ушел человек могучей воли, стоявший на страже общественных интересов, и город Нижний оплакивает ныне смерть своего лучшего гражданина».
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема