Деян., 23 зач., IX, 32-42.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Апостол Петр — один из главных персонажей книги Деяний. Сегодня мы услышали отрывок о двух чудесах, которые он совершил. Он исцеляет Энея, страдавшего параличом, а потом воскрешает девушку по имени Тавифа. Обращает на себя внимание не столько сам факт чудес, сколько то, как они совершаются. Писание специально указывает, что их источником являются не сверхъестественные способности Петра, а Господь, Который действует через него. Так, апостол не говорит Энею «я исцеляю тебя». Он произносит: «исцеляет тебя Иисус Христос». Воскрешая Тавифу, он предварительно молится, призывает себе на помощь Спасителя.
Это очень примечательно и важно для понимания сути христианской святости. Святой Церкви не волшебник, не маг, не оракул, одним словом, не тот, кто получил тайные знания и аккумулировал в себе особую силу, позволяющую ему творить чудеса. Святой — человек, который причастен Богу. Находится с Ним в постоянном незримом диалоге, отдал Ему свою волю. И в ответ на эту преданность Сам Господь действует через этого человека. Именно Его силой, а не силой святого совершаются исцеления и воскрешения, произносятся пророчества.
То же самое касается и всех тех предметов, которые связаны с церковной традицией и которые мы почитаем как чудотворные. Иконы, святая вода, освященное масло и т.п. не обладают чудесной силой сами по себе. Бог через них по вере человека и для его пользы может совершить чудо, а может и не совершить. Все зависит от Его таинственного и неизреченного Промысла. Как бы то ни было, именно один Бог — подлинная причина всего таинственного, сверхъестественного, чудесного, что происходит в Церкви.
И с этим источником связан каждый последователь Спасителя. Не случайно в сегодняшнем отрывке дважды встречается слово святой. Так автор книги Деяний, апостол Лука, называет всех христиан, которые жиле в Лидде и Иоппии. Все они святые. Речь идет не о личном духовном совершенстве этих людей. По большей части они мало чем отличались от нас. Апостол указывает на то, что в силу своего крещения, в силу того, что они являются активными членами общины учеников Христа, эти люди незримо связаны со Спасителем и Бог по Своему усмотрению, а также их душевному расположению может действовать через них, достигать Свои важные цели. Главное, что требуется от человека — всеми силами согласовывать свою волю с волей Творца. К этому Писание призывает и всех нас. Исполняя Евангельские заповеди, участвуя в таинствах Церкви однажды вместе с апостолом Павлом мы должны произнести «уже не я живу, но живет во мне Христос». Лишь в этом случае в любом деле, в любой ситуации действовать будем не только мы, но и Бог, Который в ответ на нашу верность поселился в нашем сердце.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.