Деян., 22 зач., IX, 19-31.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Вот и начинается увлекательнейшая история апостола Павла, в которой чего только ни случится — и гонения, и унижения, и предательства, и откровенное неприятие со стороны своих же, и невероятный успех проповеди, и ежедневное балансирование на грани между жизнью и смертью. Такого разворота не ожидал никто: ни христиане, ни иудеи! И, конечно же, для самого Павла всё случившееся стало незаменимым опытом непосредственного общения с Богом — через которое всё увиделось в принципиально ином свете.
Представить себя на месте апостола Павла — просто страшно. Ведь он и для иудеев, и для христиан — чужой: любое его действие — под подозрением, любое слово — истолковывается согласно изначальному глубинному недоверию. И это будет продолжаться до самой мученической кончины апостола — которой он засвидетельствует свою абсолютную верность Иисусу, проповеди Которого он посвятил всю жизнь и все силы. Как можно в такой недружелюбной атмосфере проповедовать то, что сам же ранее преследовал? Откуда взять убедительность — чтобы окружающие хотя бы допустили возможность того, что ты — не лжёшь? Как пробиться сквозь страх и недоверие — которым ты сам же был причиной?
Только тот, кого на самом деле — а не только в воображении — коснулась любовь Христова — способен на такой подвиг продолжительной, неотступной и безответной любви. В своём послании к Римлянам апостол Павел написал: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). И теперь наступила очередь самого апостола — доказать свою любовь к людям по образу Христа: тоже полюбить тех, кто смотрит на него как на врага и предателя, хитреца и обманщика, «двойного агента» и шпиона. Легко любить тех, кто доверчиво слушает твои слова, разинув рот от восторга! Но когда всякий раз тебе надо пробиваться сквозь холод отторжения и недоверия — это станет возможным только при одном условии: если тебя самого уже практически не будет!
Что я имею в виду? Когда нас сильнее всего задевают чужие колкости и унижения? Конечно же, когда мы сильно хотим быть хорошими в чьих-то глазах. И чем значимее для нас другая сторона — тем болезненнее наша реакция. Бессознательно где-то в глубине души постоянно работает показатель нашего «внутреннего рейтинга» в глазах окружающих: движение вверх — вдохновляет, резкое падение, напротив, способно выбить из колеи и ввергнуть в глубокое уныние. Мы словно прикованы к этому указателю — и неудивительно, что постоянные колебания вверх-вниз нас изматывают. Но в случае с апостолом Павлом мы видим совершенно иную картину. История с его ревностным преследованием христиан и чудесным обращением обрушили его «рейтинг» до нулевой отметки. Весь тот «багаж», который был собран ранее в фарисейской среде, рассыпался в прах. Нечем Павлу хвалиться — разве только что своими немощами. Но разве это не абсурд? Хвалиться немощами — это значит не раздувать свою самость через присваивание тебе тех или иных добродетелей, способностей, талантов — а превратить её в насквозь продырявленное решето, в котором не сможет удержаться никакая похвала и возвеличивание! Точно так же, как и упрёк, укор, унижение и агрессия! Всё проскочит, словно бы и не бывало — потому что зацепиться уже не за что!
Вот чему и нам стоит поучиться у апостола Павла — не пугаться пробоин в броне нашей самости — быть может, именно сквозь них и засветит в нашей душе спасительный свет Божий!
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.