Святая великомученица Ирина жила в первом веке. Она была дочерью Ликиния, правителя области Мигдония - современной Македонии. Родители девушки, да и она сама были язычниками. До крещения Ирина носила имя Пенелопа. Отец построил для дочери роскошный дворец. Ежедневно к Пенелопе приходил учитель Апелиан. С ним Пенелопа занималась чтением и науками. Апелиан был христианином и частенько рассказывал девушке о Спасителе, распятом за грехи мира. Пенелопа тайно приняла крещение от апостола Тимофея, ученика апостола Павла, и была наречена Ириной. Родители в это время стали выбирать жениха для своей дочери. Но Ирина отказалась от замужества. Мать радовалась обращению Ирины ко Христу, отец же разгневался и приказал бросить девушку под копыта диких лошадей. Но случилось чудо - лошади не тронули Ирину. Они начали топтать Ликиния. Девушку развязали и по её горячей молитве отец встал невредимым. Ликиний, его жена и еще три тысячи жителей города уверовали и приняли крещение. Ирина с Апелианом отправились на проповедь Христа. Не раз девушку сажали в темницу, пытали и требовали отречься от веры. Ирина оставалась непреклонна. Чудесным образом она обретала спасение от рук палачей. Своей искренней проповедью она многих и многих обратила ко Христу.
Великомученица Ирина. Кончина.
Святая великомученица Ирина жила в первом веке. Девушка родилась в семье язычника Ликиния, правителя области Мигдония - современной Македонии. До крещения она носила имя Пенелопа. От своего учителя Апелиана Пенелопа услышала о Христе и его последователях - христианах. Девушка уверовала и приняла крещение от апостола Тимофея, ученика апостола Павла. Её нарекли Ириной. Ликиний разгневался, узнав о выборе дочери. Он приказал бросить девушку под копыта диких лошадей. Но кони не тронули Ирину. Они начали топтать Ликиния. По горячей молитве Ирины Ликиний был исцелен. Увидев такое чудо, семья Ирины и многие тысячи горожан уверовали во Христа. Ирина с Апелианом и апостолом Тимофеем отправились на проповедь. Под влиянием её горячей убежденности и искренности всё больше жителей области принимали христианство. Правители многих городов заточали Ирину в темницу, приговаривали ее к пыткам. Мученица многое вытерпела, но не отреклась от веры. По молитвам Ирины произошло немало чудес. По преданию Господь открыл Ирине время её кончины. Тогда она удалилась к горной пещере и, осенив себя крестным знамением, вошла в неё. Ирина попросила своих спутников затворить вход большим камнем. На четвертый день христиане вернулись к пещере, но тела святой Ирины там не было.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 264 зач., II, 1-8
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Глаза боятся — руки делают», — гласит народная мудрость. Действительно, мы иногда впадаем в прострацию, видя, какие труды нам предстоят. Но при должном отношении (в особенности с Божьей помощью) всё является преодолимым и возможным. В этом неоднократно убеждался апостол Павел. О своём опыте он, в частности, упоминает в отрывке из 2-й главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
В древнем городе Фессалоники апостол Павел оказался после не слишком успешной, на первый взгляд, проповеди в ещё одном греческом полисе — Филиппах. Сложно сказать, какие эмоции испытывал святой. Ведь в Филиппы он был призван через самое настоящее мистическое явление. Некий муж, одетый и говорящий как житель древней Македонии, обратился к Павлу с призывом прийти и проповедовать в этой земле. И конкретно — в Филиппах, первом поселении Европы, где прозвучал голос апостола.
Павел, можно предположить, надеялся, что миссия его на европейском континенте начнётся беспрепятственно. Ведь святой, что называется, получил свыше особое приглашение. Но не одно доброе дело без искушений не обходится. Ведь благодать Божия не упраздняет свободы человеческой воли, даже проявляющей себя в негативном ключе. Вот и Павел столкнулся с греховным противодействием в Филиппах, откуда оказался изгнан врагами Церкви. В Фессалониках, таким образом, апостол вместе с учениками оказался вынужденно и не слишком надолго. Тут тоже довольно скоро обнаружила себя партия противников христианской проповеди.
Но вот интересный факт. Что в Филиппах, что в Фессалониках, в конце концов, несмотря на всё сопротивление, правда всё же восторжествовала. В обоих городах появились христианские общины, со временем превратившиеся в крупные поместные церкви. И Павел впоследствии с искренней теплотой отзывался о христианах Филипп и Фессалоник, ставя их в пример иным последователям Спасителя.
Что же особенно радовало апостола? Прежде всего, искренность его первых европейских учеников, отсутствие у них какой-либо религиозной меркантильности. Филиппийские и фессалоникийские христиане никогда не кичились, не хвалились духовными дарованиями. Они терпеливо и кротко созидали христианские сообщества в своих городах, с милосердием откликаясь на нужды и единоверцев, и язычников.
Опыт апостола Павла способен принести несомненную пользу и нам. Прежде всего, он напоминает о недопустимости отчаяния. Святой встречал на пути своего служения множество препятствий, терпел неудачи, но продолжал искренне служить Богу. И, в конце концов, ещё при жизни увидел добрые плоды потраченных усилий. Так же призваны действовать и мы с вами. Нам ведь иногда кажется, что жить по заповедям Божиим сложно и в практическом отношении невыгодно. Ведь, на первый взгляд, лучше и сытнее живут те, кто готов принести в жертву собственную совесть ради достижения материального достатка. Но это всего лишь иллюзия. Богатство, нажитое неправедным путём, даже если не испаряется со временем, счастья своему обладателю не приносит.
Во-вторых, упомянутое время всё расставляет на свои места. И тот, кто старался жить в соответствии с заповедями Божиими, храня в чистоте совесть и проявляя милосердие к людям, познАет истинное счастье. Как познали его апостол Павел и иные подвижники Христовы. Ведь только Бог способен подарить человеку настоящую и неизбывную радость. Но она приходит лишь к тому, кто готов терпеливо трудиться, исполняя служение проводника благодати Святого Духа в этом мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер