Евр., 313 зач., VI, 9-12.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Несмотря на разницу эпох и цивилизаций человеческая жизнь во многом устроена совершенно одинаково. Например, очевидно, что в разные эпохи и в самых разных местах люди одинаково активны в молодости и зрелом возрасте, в то время как в старости они пожинают плоды своих трудов. Когда-то это выражалось в уважении к старикам и их мудрости. Кто-то мог собрать себе некоторое имение, кого-то кормили собственные дети... Нечто похожее представляет собой любая пенсионная система, которая в каждой стране по-своему поддерживает тех, кто трудился на общее благосостояние, когда был молод и полон сил. В разных странах это, конечно, устроено по-разному, но в то же время существует очевидная логика в том, чтобы рассчитывать на результат своих трудов, в том, чтобы силы, которые были потрачены, сказались в последующей жизни...
Из сегодняшнего чтения может показаться, что религиозная жизнь этой логики напрочь лишена. Что человек может долго и упорно зарабатывать себе награду и потом лишиться всего, совершив тот или иной грех. На самом деле начать надо с того, что логика религиозной жизни вообще не предполагает такого рода отношений между Богом и человеком. Бог не торговец, чтобы мы добрыми делами выкупали у Него что бы то ни было.
Апостол Павел говорит своим ученикам, что человек может впасть в такое состояние, из которого покаяться будет практически невозможно. Только для него это не повод бояться или унывать, но повод быть бдительным. Впрочем, он, как всякий учитель, надеется, что его ученики не находятся в таком состоянии, что они совсем не безнадежны... И самое главное, он уверен, что Бог праведен и те, кто с любовью служил ближним, не останутся без награды... Тут бы ему и завершить свою мысль, такую обнадеживающую и понятную. Все логично: вы были добры к братьям и сестрам и мы будем надеется, что Бог будет добр к вам.
И все же, что-то здесь не так... С Богом, очевидно, не может быть таких товарно-денежных отношений. Да и сам апостол на этом действительно не останавливается. Из его дальнейших слов совершенно ясно, что в отличие от жизненных, материальных трудов — труд духовный не заканчивается никогда. В отношениях с Богом нельзя уйти на заслуженный отдых и ничего не делать. Кто-нибудь спросит: разве это справедливо? Человек всю жизнь трудился, неужели этого нельзя было как-нибудь зачесть? Но дело не в зачете, а в том, что отношения с Богом — это всегда живая связь, которая работает только здесь и сейчас. Как невозможно надышаться или наесться впрок, так невозможно насобирать добрых дел, чтобы потом их не совершать. Сердце человека либо живо и значит расположено к добрым делам, либо окаменело и к ним не способно... Но ведь раз неспособно к ним, значит не способно и к богообщению. Именно поэтому апостол призывает учеников не лениться и оказывать ревность до конца. Добрые дела — не подачки Богу и не то, что можно было бы назвать выгодным вложением. Добрые дела — это свидетельство того, что наше сердце живо и значит способно к общению с Творцом.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.