На въезде в испанский город Сантьяго-де-Компостела возвышается огромная бронзовая фигура паломника. В одной руке он держит широкополую шляпу, в другой - посох. Взгляд его устремлен на величественное здание собора Святого Иакова.
Все это неспроста – ведь апостол Иаков считается покровителем путешественников. Этот ученик Христа сам совершил далекий путь из Святой земли в Испанию – именно здесь, в одной из отдаленных провинций, он проповедовал Евангелие.
По возвращении в Палестину святой Иаков был обезглавлен Иродом. Его останки ученики положили в лодку и пустили по волнам Средиземного моря. Чудесным образом судно с мощами было выброшено на берег у испанских берегов, в устье реки Ульи. Там и был похоронен святой Иаков. Но несколько веков его могила считалась утерянной.
Лишь через восемьсот лет отшельник по имени Пелагий, следуя за путеводной звездой, обнаружил мощи апостола, которые оставались нетленными. Место находки люди назвали Компостелло, что означает «обозначенное звездой». Король Альфонсо III приказал построить в честь обретения мощей небольшой храм, посвященный святому Иакову.
Позднее эту церквушку сменил огромнейший собор, один из самых вместительных в Европе. Четыре фасада собора непохожи друг на друга, стены украшены скульптурами разных времён – так получилось из-за того, что здание неоднократно перестраивалось.
Мощи святого Иакова почивают в серебряной раке в крипте, которая уцелела со времен Альфонса Великого.
Одной из достопримечательностей собора стало самое большое в мире кадило – «ботафумейро», или «испускающее дым». Размером в человеческий рост, оно подвешено прямо с потолка. Весит кадило 80 килограммов, его приводят в движение восемь служителей в красных одеждах. Раскачиваясь, оно достигает скорости 60 километров в час. Чтобы наполнить «ботафумейро», нужно 40 килограмов угля и ладана.
Вот уже 700 лет это кадило источает клубы благовонного дыма в соборе Сантьяго-де-Компостела.
Православные христиане Португалии ежегодно совершают пешее паломничество «Путем апостола Иакова». Крестным ходом за шесть дней преодолевают они 120 километров от Лиссабона до Сантьяго-де-Компостела, чтобы поклониться мощам святого апостола Иакова, одного из двенадцати учеников Христа.
5 мая. Об отношении к чудесам

В 4-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Об отношении к чудесам — протоиерей Максим Горожанкин.
Нам важно понять, каких знамений и чудес мы ждём, когда молимся, когда просим Бога о чём-то. Мы можем попросить и о том, чтобы замечать самые простые чудеса, которые с нами случаются ежедневно и которые Господь подаёт нам. Как говорил умудрённый опытом митрополит Антоний Храповицкий на склоне лет: «Я прожил долгую жизнь, и в моей жизни было много совпадений, но все они прекращались, когда я переставал молиться». Вот дай Господь, чтобы таких совпадений в нашей жизни было побольше! Это и есть самые обыкновенные чудеса, когда ты утром просыпаешься, живёшь свой день, и всё в этом процессе складно, всё получается, всё ладится. И за это стоит тоже поблагодарить Господа. Вот эти знамения, они могут быть тихими, могут быть незаметными и неприметными, но от этого они не перестают быть значимыми. Господь заботится о нас порой самым неприметным образом. И за это мы должны быть благодарными.
5 мая. Об акушерках в Святом Писании

Сегодня 5 мая. Международный день акушерки.
Об акушерках в Святом Писании — протоиерей Михаил Самохин.
Пожалуй, первое в Священном Писании упоминание о тех, кого мы сегодня называем акушерами и кого сегодня чествуем, мы находим в истории с пророком и Боговидцем Моисеем в самом его раннем детстве. Именно им, которых тогда называли повивальными бабками, Аарон повелел убивать всех младенцев в еврейских семьях мужского пола, чтобы искоренить таким образом возможность восстания еврейского народа. И мы знаем, что повивальные бабки не пошли на исполнение преступного приказа и тайком старались сохранить жизни младенцев. Это упоминание сегодня кажется особенно важным, потому что в ряде стран сейчас практикуют самые разные, я бы сказал, бесчеловечные эксперименты над детством и над возможностью дать ребенку родиться, увидеть свет Божий. И в этих условиях именно твердое желание, как это заповедано нам Священным Писанием акушера, помочь ребенку родиться, помочь новому человеку увидеть свет Божий, является важным, самым главным и основным. Именно об этом нам рассказывает Священное Писание впервые упоминая об этой замечательной профессии. Слава Богу, большинство акушеров и в нашей стране сейчас руководствуется теми же самыми гуманными соображениями. Если Господь дал человеку ребенка, если этот ребенок здоров, и здоровью матери ничего не угрожает, и есть возможность увидеть белый свет Божий, этому замечательному новому человечку, конечно же, нужно сделать все возможное, чтобы дать ему родиться. Каждый из нас может от чистого сердца сказать доброе слово благодарности акушеру, который когда-то присутствовал при рождении. Даже если мы не знаем об этом, быть может, он оказал неоценимую помощь нашей маме в том, чтобы и мы имели возможность прославить Господа и Спасителя Христа.
5 мая. О внимании и милосердии к людям с ограниченными возможностями

Сегодня 5 мая. Международный день борьбы за права людей с ограниченными возможностями.
О внимании и милосердии к ним — священник Николай Конюхов.
Сегодня день милосердия ко всем людям с ограниченными возможностями. Я, когда обычно рассказываю детям о евангельских эпизодах со слепорожденным или с человеком с сухой рукой, или еще кто-то, который имел вот какой-то такой дефект, какую-то болезнь, которая не позволяла ему полноценно жить, всегда говорю, что, знаете, сейчас есть социальные программы, доступная среда, какие-то инклюзивные вещи. В древности такого не было, и человек во многом был обречен на такое нищенское существование и рассчитывал только на милосердие окружающих людей. Почему с такой надеждой они обращаются к Господу и просят Его о помощи? Потому что просто человек выпадал из общественной жизни. И хочется надеяться, что в христианскую эпоху, в которую мы сейчас живем, для нас абсолютно в порядке вещей проявлять к таким людям и внимание, и не оставлять их наедине с их проблемами. И особенно для нас, христиан, мы должны быть в фарватере этого делания. У нас в Церкви существует социальный отдел, который реализует множество таких проектов. Некоторые люди думают: ну у меня вот совсем нету свободного времени, работа. Я не могу поехать сейчас куда-то в центр помощи людям с ограниченными возможностями. Как я могу оторвать себя от этих дел, и как я могу к ним проявить любовь? И благодаря тому, что сейчас есть множество таких вот социальных центров, в том числе, организуемых Русской Православной Церковью, человек может перевести какое-то пожертвование, где-то поучаствовать в какой-то программе, и все равно помочь этим людям. Плюс Господь нам всегда говорит, чтобы мы замечали людей вокруг себя.