
Фото: Grant Whitty/Unsplash
У художника эпохи Возрождения Тициана есть удивительная картина. На холсте изображён старец с необыкновенно добрым лицом. Рядом сидит нищий. В его протянутую ладонь старик сыплет монеты. Сюжетом для этой картины послужила история жизни святого Иоанна Милостивого.
Он родился в шестом веке от Рождества Христова на Кипре в городе Амафунте. Мальчик рос, ни в чём не нуждаясь, родители воспитывали в нём любовь к Богу и доброе отношение к миру. Когда Иоанну исполнилось 15 ему приснился удивительный сон. В образе девушки с масличным венком на голове юноше явилась одна из главных человеческих добродетелей — милосердие. Девушка взяла Иоанна за руку и произнесла: «Если сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе у Царя Небесного великую благодать и приведу тебя к Нему, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я». Проснувшись, юноша понял, что это был не просто сон. Слова девушки Иоанн воспринял как откровение Божье, они запали ему в душу и определили всю его дальнейшую жизнь.
В молодости у Иоанна были жена и дети. Когда они умерли, он принял монашество и посвятил себя служению Богу и помощи несчастным. За что получил в народе прозвище Милостивый. Слух о его милосердии дошёл до императора Ираклия. Царь почитал людей, которые совершали духовные подвиги и уговорил Иоанна занять патриарший престол в Александрии.
Приняв сан, святой Иоанн счёл главной своей обязанностью заботу о нуждающихся города. Он попросил, чтобы ему принесли список нищих и бродяг. Их оказалось семь с половиной тысяч человек. Каждому святитель приказал выдавать ежедневное бесплатное питание. Деньги у Патриарха никогда не задерживались: всё, что имел, он раздавал. Раздавал, не разбираясь, бедный перед ним или богатый, честный или обманщик. Не в правилах Владыки было входить в такие тонкости, он понимал, что проблемы у порядочных людей и у мошенников — разные, но считал: раз человек просит, значит, он попал в беду и ему нужно помочь, следуя завету Христа: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный. Ибо он проливает свет солнца как на добрых, так на злых».
Узнав о том, что слуги пропускают к нему не всех просителей, святой Иоанн решил, что два дня в неделю будет сидеть у храма и общаться с теми, кто хочет его видеть. Так и повелось. По средам и пятницам люди приходили к храму, рассказывали Патриарху о своих бедах, просили о помощи. Святой Иоанн защищал обиженных и раздавал милостыню. Бывало, что его обманывали — получив деньги, человек переодевался в другую одежду, подходил опять, и повторял этот трюк неоднократно. Святитель всё замечал, но вида не подавал и продолжал отсчитывать монеты. А когда его спрашивали, зачем он это делает, говорил: «Тот, кто надеется на милосердие Божие, должен быть, прежде всего, сам милостивым ко всем».
Для него не было дела важнее, чем помощь ближнему. Трижды в неделю святой Иоанн посещал больницы и, стараясь облегчить страдания пациентов, трудился простым братом милосердия. Он выкупал и возвращал домой пленников, заботился о странниках. Легко мог снять с себя одежду и отдать её замерзающему нищему. Люди в знак благодарности часто приносили Иоанну Милостивому подарки. Но скромность не позволяла Патриарху ими воспользоваться. Так было с одеялом, которое преподнёс Владыке один богач. Ночью Иоанн мучился упрёками совести, корил себя за то, что спит в тепле, в то время, как многие люди мёрзнут на улицах. Утром Владыка попросил слугу одеяло продать, а деньги раздать бедным.
Умирая, святой Иоанн думал не о себе, а о других. Он говорил, обращаясь к Господу: «Благодарю Тебя, что сподобил меня принести Тебе Твоё, и что из благ мира сего ничего для меня не осталось, кроме лишь третьей части сребреника; но и относительно сей части я завещеваю, чтобы она была отдана нищим». Память о святом Иоанне Милостивом сохранилась в веках. И сегодня, как в старину, к нему с молитвой обращаются нуждающиеся и обездоленные.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!