Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В наши дни практически каждому верующему человеку приходится вести споры с людьми неверующими или сомневающимися. К сожалению, нередко эти споры сводятся к тому, что христианину показывают на нечто недолжное и неправильное в поведении его собратьев и задают вопрос: «Как это возможно».
Действительно, назвавшись христианами, мы взяли на себя обязанность соблюдать заповеди, что получается у нас далеко не всегда. Однако легкость, с которой мы порой позволяем себе несовершенство неслучайна. Одной из поразительных черт христианства оказывается его одновременное созвучие и противоречие миру сему. Созвучие возникает из-за того, что мир сотворен для человека и ко всему, к чему человек способен — он способен потому, что Бог дал ему эту способность. Противоречие же возникает потому, что все данное Богом человек способен исказить до неузнаваемости. Щедрость может стать расточительностью, рассудительность — расчетливостью... И так каждый из нас живет в этой раздвоенности, между тем как должно быть по-христиански и тем, как есть, тем, что в реальности наполняет нашу жизнь.
Начало сегодняшнего чтения может показаться читающему намеком на такое распространенное в мире явление, как использование связей и власти. Апостол говорит, что мы должны быть смелыми и уверенными в своей надежде, потому что имеем в качестве заступника Первосвященника великого, который прошел небеса, Иисуса Сына Божьего.
Что обычно означают для нас слова, связанные с величием и высотой? Они связаны с силой и властью. Кто выше и сильнее, тот властью и пользуется. Любой человек, имеющий связи «наверху» рассчитывает на них, если делает что-нибудь не так... Но именно из-за этих связей он позволяет себе больше, чем позволил бы без них. Кажется, что апостол имеет ввиду нечто подобное. Он тоже призывает учеников к дерзновению, то есть к смелости и внутренней уверенности. Но в чем суть этой смелости? На что рассчитывают ученики?
Может показаться, что здесь все просто: Первосвященник Иисус не таков, чтобы не сострадать нашим немощам. Напротив, он может сострадать, потому что прожил жизнь подобную нашей во всем, кроме греха. Ну что же? Очевидно, что все, как и в этом мире. Апостол говорит: вы грешники, вы боитесь, но бояться не стоит, так как за вас тот, кто знает тяготы вашей жизни. Он прошел небеса и проблем быть не должно, если что он снизойдет к вашим немощам... Что же это, как ни попустительство?
Внешне так, но не так на самом деле. Мы действительно грешим, но служение Иисуса, Его Связь с небом и Его величие... все то, о чем пишет апостол — это не повод расслабляться или позволять себе грехи, но повод для еще большего труда, повод не отчаиваться. Если обычный человек нарушает закон — грешным делом он может подумать про себя: у меня есть связи, надеюсь мне ничего за это не будет. Согрешивший христианин должен думать иначе: ради меня Бог прошел землю, и человек взошел на небо. Богочеловек Иисус знает как мне трудно, и он поддержит меня на правильном пути, Он снизойдет ко мне и поможет мне исправиться.
Итак, дерзновение к которому призывает нас апостол — это не поблажка и не повод к беспечности... Бывает так, что боясь ошибок, мы не можем сделать и первого шага... Апостол же призывает нас не бояться, но дерзновенно проходить путь христианской жизни.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.