
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В наши дни практически каждому верующему человеку приходится вести споры с людьми неверующими или сомневающимися. К сожалению, нередко эти споры сводятся к тому, что христианину показывают на нечто недолжное и неправильное в поведении его собратьев и задают вопрос: «Как это возможно».
Действительно, назвавшись христианами, мы взяли на себя обязанность соблюдать заповеди, что получается у нас далеко не всегда. Однако легкость, с которой мы порой позволяем себе несовершенство неслучайна. Одной из поразительных черт христианства оказывается его одновременное созвучие и противоречие миру сему. Созвучие возникает из-за того, что мир сотворен для человека и ко всему, к чему человек способен — он способен потому, что Бог дал ему эту способность. Противоречие же возникает потому, что все данное Богом человек способен исказить до неузнаваемости. Щедрость может стать расточительностью, рассудительность — расчетливостью... И так каждый из нас живет в этой раздвоенности, между тем как должно быть по-христиански и тем, как есть, тем, что в реальности наполняет нашу жизнь.
Начало сегодняшнего чтения может показаться читающему намеком на такое распространенное в мире явление, как использование связей и власти. Апостол говорит, что мы должны быть смелыми и уверенными в своей надежде, потому что имеем в качестве заступника Первосвященника великого, который прошел небеса, Иисуса Сына Божьего.
Что обычно означают для нас слова, связанные с величием и высотой? Они связаны с силой и властью. Кто выше и сильнее, тот властью и пользуется. Любой человек, имеющий связи «наверху» рассчитывает на них, если делает что-нибудь не так... Но именно из-за этих связей он позволяет себе больше, чем позволил бы без них. Кажется, что апостол имеет ввиду нечто подобное. Он тоже призывает учеников к дерзновению, то есть к смелости и внутренней уверенности. Но в чем суть этой смелости? На что рассчитывают ученики?
Может показаться, что здесь все просто: Первосвященник Иисус не таков, чтобы не сострадать нашим немощам. Напротив, он может сострадать, потому что прожил жизнь подобную нашей во всем, кроме греха. Ну что же? Очевидно, что все, как и в этом мире. Апостол говорит: вы грешники, вы боитесь, но бояться не стоит, так как за вас тот, кто знает тяготы вашей жизни. Он прошел небеса и проблем быть не должно, если что он снизойдет к вашим немощам... Что же это, как ни попустительство?
Внешне так, но не так на самом деле. Мы действительно грешим, но служение Иисуса, Его Связь с небом и Его величие... все то, о чем пишет апостол — это не повод расслабляться или позволять себе грехи, но повод для еще большего труда, повод не отчаиваться. Если обычный человек нарушает закон — грешным делом он может подумать про себя: у меня есть связи, надеюсь мне ничего за это не будет. Согрешивший христианин должен думать иначе: ради меня Бог прошел землю, и человек взошел на небо. Богочеловек Иисус знает как мне трудно, и он поддержит меня на правильном пути, Он снизойдет ко мне и поможет мне исправиться.
Итак, дерзновение к которому призывает нас апостол — это не поблажка и не повод к беспечности... Бывает так, что боясь ошибок, мы не можем сделать и первого шага... Апостол же призывает нас не бояться, но дерзновенно проходить путь христианской жизни.
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











