Святитель Игнатий Брянчанинов, в миру - Димитрий, родился в тысяча восемьсот седьмом году в Вологодской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. В пятнадцать лет мальчика отправили в Санкт-Петербург, в Военно-инженерное училище. Но уже тогда он высказывал отцу свое желание стать монахом. Он с блеском закончил обучение и обнаружил незаурядное литературное дарование. В училище Брянчанинов стал главой кружка «почитателей святости и чести». В двадцать четыре года он исполнил свою мечту и принял монашеский постриг. Вскоре он стал архимандритом, настоятелем Свято-Сергиевского монастыря, а затем благочинным монастырей Санкт - Петербургской епархии. Игнатия отличали проницательность, самонаблюдение, благородство и одухотворенность. Это привлекало к нему как многочисленную паству. Его хорошо знал и ценил митрополит Московский Филарет Дроздов. Знакомством с архимандритом Игнатием дорожили Гоголь, Достоевский, поэт Плещеев, адмирал Нахимов. Восхищенный личностью Игнатия, Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры бессребреники». Без малого четыре года Игнатий в сане епископа возглавлял Кавказскую и Черноморскую епархию с кафедрой в Ставрополе. В шестьдесят первом году по состоянию здоровья он вышел на покой и остаток жизнь посвятил написанию духовных сочинений. Богословское наследие святителя Игнатия востребовано и сейчас.
Святитель Игнатий Брянчанинов - миротворец и богослов
Святитель Игнатий, в миру - Дмитрий Брянчанинов, родился в тысяча восемьсот седьмом году в Вологодской губернии, в дворянской семье. Учился Дмитрий в Санкт-Петербурге, в военно-инженерном училище и закончил образование первым учеником в своем классе. Его способности проявлялись в разных сферах - науке, рисовании, музыке, литературном творчестве. Он был вхож в самые лучшие дома столицы российской империи, не раз встречался с императором Николаем Первым. Но Дмитрия больше интересовали философские вопросы, поиск духовной основы жизни, нежели светское общество или карьера. В Александро-Невской лавре он встретил старца Леонида, будущего оптинского иеромонаха Льва. Тот благословил юношу и Дмитрий в двадцать лет подал в отставку. Он принял иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном монастыре. Двадцать четыре года архимандрит Игнатий пробыл настоятелем Сергиевой пустыни под Стрельной и привел ее практически из руин в цветущее состояние. В тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году епископ Игнатий возглавил Кавказскую и Черноморскую епархию. В этот период еще не закончились военные действия на Кавказе. Епископ Игнатий по большей части выступал как миротворец и строитель. Он управлял епархией почти четыре года, но потом заболел и вынужден был уйти на покой. Шесть заключительных лет своей жизнь он отдал богословскому писательскому труду. Интерес к бессмертным творениям святителя Игнатия Брянчанинова не угасает и в наши дни.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема