Святитель Василий Острожский, в миру - Стоян, один из самых почитаемых сербских святых. Он родился в тысяча шестьсот десятом году, в Герцеговине, находившейся тогда под игом Османской империи. Воспитывался юноша в 3авальском монастыре, вскоре принял монашеский постриг в обители Тврдош. Много путешествуя по Балканам, он заметил попытки членов иезуитского ордена обратить в католичество Черногорию. Василий предал гласности эти нападки на Православие, но тогдашний митрополит решил избежать конфликта и предпочел вернуть «смутьяна» в монастырь. Через некоторое время Василий стал настоятелем Тврдоша. Он обходил села Герцеговины, служил в храмах, проповедовал Евангелие, беседовал с жителями. Это не нравилось турецким правителям края. Архимандрит Василий вынужден был на время скрыться в России. Отсюда он вернулся с богатыми дарами - церковным облачением, богослужебной утварью и книгами, пожертвованиями на храмы. Василию удалось восстановить многие церкви, открыть при них народные училища, в которых сербская молодежь изучала родной язык и историю. И снова из-за преследования властей Василию пришлось бежать, на сей раз - на Афон. По возвращении из скитаний, архимандрита посвятили в сан епископа. Ему тогда не было еще и тридцати лет. Он вернулся в Тврдош, но монастырь был разрушен. Тогда епископ Василий перенес резиденцию в обитель в Остроге. Еще при жизни о Василии Острожском говорили как о чудотворце. По его молитвам исцелялись слепые и увечные. Но всего дороже для людей было само его присутствие среди сербского народа во время их пленения.
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема