Амвросиев Николаевский Дудин монастырь стоит на головокружительной высоте Окского откоса. Вокруг тишина и безлюдье. Небольшие деревеньки не тревожат монастырского покоя, а до ближайшего городка, Богородска, больше десяти километров.
История обители уходит своими корнями в стародавние времена. Есть сведения, что ее посещал во время своего хождения в Нижний Новгород преподобный Сергий Радонежский. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное здесь по его распоряжению.
Само название монастыря может многое о нем рассказать. Амвросиевым он назван по имени своего первого настоятеля, Николаевским – в честь события, которое послужило причиной его основания. На берегу реки Оки чудесным образом явилась чудотворная икона святителя Николая – в этом месте и вырос позднее монастырь. А веселое имя Дудин обители подарило близлежащее село Дуденево.
До середины восемнадцатого века монастырь не бедствовал, иноки владели обширными вотчинами по обоим берегам Оки. Вокруг обители стояла крепкая ограда толщиной более метра и высотой в два человеческих роста. Монастырский двор украшала каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца. Несколько веков простояла обитель над Окою в благоденствии, прежде чем Екатерина II упразднила ее, как и многие другие монастыри.
С тех пор Успенский храм стал приходским. Но в памяти народной он так и остался монастырским. И сто с лишним лет спустя жители окрестных сел, собираясь на службу в Успенский, говорили: «Пойду нынче на богомолье в монастырь».
Храм закрыли после революции. Много лет стояли вековые стены осиротевшими. К двухтысячному году от церкви остались одни руины. И в тот момент, когда, казалось бы, храм уже безвозвратно потерян, совершается маленькое чудо – в полуразрушенной церкви, после почти семидесятилетнего перерыва, вновь звучит молитва!
А еще через год архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий дает благословение восстанавливать здесь не сельский приход, а мужской монастырь со строгим уставом.
Нынче в обители вновь появились насельники, восстановлен и освящен Успенский храм. И звон новеньких монастырских колоколов разносится далеко над Окой.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема