Зимой 2015-го, то есть через полгода с небольшим после начала вооружённых событий на востоке Украины, в литературном журнале «Дружба народов» — о, как же символично прозвучало это название! — вышла подборка стихотворений поэта Дмитрия Трибушного «Из Донецка с любовью».
Первое же стихотворение кончалось словами:
Ещё один обстрел — и Новый год.
Украсим ёлку льдом и стекловатой.
И Дед Мороз, наверное, придёт
На праздничные игры с автоматом...
Через год в той же «Дружбе народов» вышла новая подборка Трибушного. Она называлась «О небесной отчизне». В одном из стихотворений родной город поэта был именован «Донецком неопалимым». В другом, назвав свою землю «страной, куда не ходят поезда», поэт прибавил: «Где сталкеры ведут людей из зоны / за пенсией в чужие города»...
Мы записываем нашу программу летом 2018-го года.
...А в феврале, «Дружба народов» — усилиями поэта и редактора отдела поэзии Галины Климовой — выпустила четвёртую поэтическую подборку донецкого поэта. Стихотворений, повторюсь, написанных человеком, продолжающим жить и служить (Дмитрий Трибушный уже священник) в городе, куда прилетают снаряды, где война — часть ежедневного быта.
Поэтическое осмысление отцом Димитрием происходящего в Донбассе побудило некоторых ученых мужей к специальным филологических исследованиям. А для него оно, думаю, осталось тем чем и было: печальной тайной горького вдохновения в зоне военных действий на родной земле.
Воскресшие на Третьей мировой
Оплаканные пьяными ветрами
Забытые страной проросшие травой
Летящие как мотыльки на пламя
Зачатые на блокпостах в степи
Отправленные в космос виртуальный
Сорвавшиеся с золотой цепи
Для берегов отчизны коммунальной
Упавшие наверх взлетевшие на дно
Стоящие упрямо как мишени
Зарытые в планету как зерно
Для будущих счастливых поколений.
Дмитрий Трибушный, из публикации в февральском, 2018-го года, номере журнала «Дружба народов».
Ценители стихотворчества, конечно, заметили здесь поэтические поклоны — и Александру Пушкину, и Геннадию Шпаликову...
В те недавние времена, когда священник Дмитрий Трибушный был ещё чтецом-псаломщиком, его стихи появились и в журнале «Фома», в рубрике «Строфы». Было среди них и такое, отсылающее нас к известной строевой песне:
У солдата выходной.
Пуговицы в ряд.
Это значит, что родной
Город не бомбят.
Это значит, что война
Кончилась для нас,
Даже если тишина
Длится целый час.
Дмитрий Трибушный, из публикации в июльском, 2016-го года, журнале «Фома».
Дай-то Бог, чтобы час тишины был круглосуточным для всех нас!
Собор Рождества Христова. Хабаровск
Во второй половине девятнадцатого века южная часть Дальнего Востока по договору с Китаем стала принадлежать России. Началось активное освоение присоединённых земель и появились новые селения. Одним из них стала Хабаровка в месте слияния рек Амур и Уссури. Первыми её жителями были военные. Вслед за ними на Дальний Восток по призыву правительства потянулись гражданские переселенцы. По суше и морю сюда добирались энтузиасты из Курска, Казани, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и других городов Российской империи.
Хабаровка росла. В 1880 году она получила статус города, а спустя еще несколько лет новое имя — Хабаровск. Развитию города поспособствовало строительство Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком. Это был первый участок Транссибирской железнодорожной магистрали, или, иначе, Великого сибирского пути.
Одной из целей грандиозного проекта стало духовное просвещение жителей Дальнего Востока. Для этого царь Николай Второй в 1894 году учредил специальный фонд и назвал его именем отца — императора Александра Третьего. На средства фонда в конце девятнадцатого, начале двадцатого века на протяжении Транссибирской магистрали строились особые церкви-школы. В них совершались богослужения и могли получить начальное образование дети и взрослые.
Одним из таких храмов стала церковь Рождества Христова в Хабаровске. Она была построена при железнодорожной станции и освящена в мае 1901 года. В народе церквушку прозвали «вокзальной». В ней молились жители близлежащих улиц, солдаты и офицеры расположенных неподалёку воинских частей, а также служащие железной дороги.
Размеренную жизнь прихода нарушили политические нестроения. В 1917 году к власти в России пришли безбожники. В 1937-ом Христорождественскую церковь закрыли, как и все остальные в Хабаровске. Однако в 1945-ом горожанам удалось получить разрешение на возобновление богослужений в храме Рождества Христова. Маленькая вокзальная церковь оказалась единственной действующей в городе и стала считаться собором — главным храмом Хабаровской и Владивостокской епархии.
Прихожане открыли здесь свечное производство, организовали изготовление нательных крестиков, продажу лампадного масла и благовоний. Доходы позволили расширить трапезную часть храма и пристроить к ней придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центральную алтарную перегородку украсил резной деревянный иконостас. На протяжении десятилетий собор Рождества Христова оставался для жителей Хабаровска ковчегом веры. Он и сегодня горячо любим горожанами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема







