Жили-были пятеро братьев, которые были очень дружны между собой.
Старший брат был самым мудрым и опытным. Он был невысокий, коренастый, и все звали его Крепыш.
Второго брата звали Забияка, потому что он всюду лез первый, всех дразнил и вызывал на бой. Третий был долговязый, выше всех братьев. Его так и звали: Выше-Всех. Четвёртый брат был роста невысокого, силы невеликой, но зато осторожен и бережлив. Его прозвали Казначеем.
Пятый брат, самый младший, был самым маленьким и шаловливым. Его так и звали — Малыш.
Крепко дружили между собой братья и никогда не расставались. За это прозвали их Пятеро Добрых Друзей.
Однажды отправились братья странствовать по свету и дошли до страны, которой правил злой и жестокий король.
И сказал тогда Крепыш:
— Давайте, братья, сделаем доброе дело — освободим город от плохого правителя.
Братья согласились. Забияка вызвал злого короля на бой. Братья стали штурмом брать городскую крепость, в бою особенно выделялся своей отвагой Выше-Всех. Но злой король и его слуги не сдавались. Тогда Малыш незаметно пробрался в город через лаз в крепостной стене и открыл своим братьям ворота. Войско злого короля было разбито, город освобождён.
И стали Пятеро Добрых Друзей думать: кому из них управлять городом?
— Править должен Крепыш, — решили младшие братья. — Он старше нас всех.
Но Крепыш сказал:
— Городом должен править Забияка, так как он первым начал бой.
Но Забияка тоже отказался. По его словам, правителем должен был стать Выше-Всех, потому что его отвага принесла им победу.
Однако и Выше-Всех не согласился. Он сказал:
— Чтобы взять город — нужна горячая отвага, чтобы удержать его, — нужно благоразумие. Пусть правит Казначей, он из нас самый расчётливый и благоразумный.
Но и Казначей не захотел принять власть.
— Править должен Малыш, — сказал он. — Ведь это Малыш открыл нам ворота города.
А Малыш заявил, что ему вообще не хочется управлять городом.
И решили тогда Пятеро Добрых Друзей править городом вместе. В одиночку никто бы из них не победил злого короля, да и управлять городом в одиночку тоже трудно.
Теперь всякий раз, глядя на свою руку, люди вспоминают про Пятерых Добрых Друзей. Большой палец — это Крепыш, он самый сильный и крепкий. Указательный палец — Забияка: когда мы кого-нибудь дразним, то всегда показываем этот палец. Средний палец — Выше-Всех, а безымянный — Казначей: люди чаще всего носят на нём серебряные и золотые кольца. Мизинец — это, конечно, Малыш.
Каждый из пальцев на вид слабоват, а сожмёшь вместе в кулак —сила!
(по мотивам бирманской народной сказки)
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 января. О почитании Святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в четвёртом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
В литургической жизни православной церкви Святой Василий, вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, именуется Великим Вселенским Учителем и Святителем. Эта почтенная традиция восходит к XI веку. Вместе со святыми Дионисием и Афанасием, которые оба были Александрийскими епископами, Святой Василий — один из всего трех отцов церкви, получивших наименование «Великий». Данный обычай весьма древний и связан с исключительной ролью этих святых в сохранении единства Вселенской Православной Церкви в эпоху гонений, как это было при Дионисии, во время догматических противостояний при Афанасии и самом Василии.
Делом жизни Василия стал Второй Вселенский Собор в Константинополе. Святого Василия следует считать подлинным духовным отцом нашего Никео-Константинопольского Символа веры. Ежедневно, читая его в молитвах и на богослужении, мы благодарно вспоминаем Святого Василия.
Святой прожил всего 49 лет. Его смерть стала подлинной трагедией для современников. По словам его близкого друга, святого Григория Богослова, она повергла в скорбь не только православных, но даже иудеев и язычников всей Кесарии. При этом сам Василий, скорее всего, знал о предстоящем ему исходе, поскольку, как это удалось установить современным исследователям, страдал от тяжелого заболевания кишечника. Подобно другим аскетам того времени, ранние подвиги, которым святой подвергал себя в начале своего монашества, подорвали его здоровье. Раны, от которых он, подобно исповедникам первых веков, страдал, так и не смогли излечиться. Уже во времена Василия церковь увидела в аскетизме и ограничении себя по заповеди Христовой продолжение мученических подвигов. Краткость жизни Василия — утешение тем служителям церкви, кто по неисповедимым путям Бога не имели возможности приобщиться к долголетию в земной истории.
Все выпуски программы Актуальная тема