
Ловлю себя на чувстве, что весь выпуск нашей небольшой программы хочется заполнить сейчас только стихотворными строчками, почти не рассказывая о самом поэте — очень уж хороши эти его светлые, мудрые, тревожные, бережные стихи.
Так Россия безмерна,
Что любо смотреть, —
Океаны гремят у порога...
Разве облаком небо
Чуть-чуть протереть,
Чтобы люди увидели Бога?
Нет, не надо,
Иной у народа удел —
Для того и нужны потрясенья,
Чтобы каждый сумел,
Чтобы сам захотел
Дорасти до святого прозренья.
И сразу же — ещё одно, написанное, как и то, которое вы слышали — на рубеже 1970-х — 1980-х годов:
Не желаю бессмертья земного, —
Хоть оно мне и по плечу.
Но я жажду бессмертья иного...
Надо думать, что получу!
Догадался по многим приметам,
Что идём мы на праздник большой, —
Станем добрым и мыслящим светом,
Что у каждого есть за душой.
Это стихи московского поэта Александра Тихомирова.
Написаны они были не только на пороге 70-х — 80-х, но и на пороге его собственной смерти, а жизнь его длилась без малого сорок лет и трагически оборвалась в результате несчастного случая на железной дороге... Прошли десятилетия, но каждый год, в годовщину рождения и кончины — друзья и преданные читатели Тихомирова приходят на переделкинское кладбище и в московскую квартиру поэта.
...И снова звучат его удивительные стихи, каждый из которых — редчайший случай! — отмечено совершенством стихотворной и духовной гармонии.
Я мир сравнил сегодня
С огромным пауком
Всё время ложь плетёт он без причины,
И сколько нужно скинуть паутины,
Чтоб ясным взором посмотреть кругом!
Я путы одолел (однажды повезло!),
А что открылось мне — и говорить не стоит.
Зло борется со злом...
Добро же что-то потихоньку строит.
Александр Тихомиров, из стихотворений начала 1970-х годов.
«...Я мог бы написать несколько страниц о неизбывно детском в этом человеке, — говорил о Тихомирове в предисловии к его посмертной книге избранного под названием „Добрым людям“ — поэт Владимир Леонович. — Начиная от манеры говорить, быть (извините за корявое слово, но „держаться“ тут не подходит) — до способа мышления, озабоченного самыми простыми, но самыми насущными вещами...»
И тут же цитировал: «Только б сыну не хворать. / Да жена бы не болела, / Ну а большего желать, / Право же — пустое дело!»
Закончу стихотворением, которое, как я чувствую, давно уже в золотом запасе русской поэзии второй половины прошлого века.
Оно, думаю, пришлось бы по душе и великому тезке Тихомирова — Пушкину, — чудесно мерцающему во многих стихах светлого человека и поэта — Александра Борисовича Тихомирова:
Во сыром бору — отчизне
Расцветал цветок,
Непостижный подвиг жизни
Совершал, как мог...
Побледнел, упал на хвою —
И чуднó ему,
Что хотел-то он на волю,
А попал в тюрьму.
Ты не вянь, не вянь, цветочек,
Если что не так...
Твой голубенький платочек
Разгоняет мрак.
Александр Тихомиров, 1975 — 1976-й годы.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема