Ловлю себя на чувстве, что весь выпуск нашей небольшой программы хочется заполнить сейчас только стихотворными строчками, почти не рассказывая о самом поэте — очень уж хороши эти его светлые, мудрые, тревожные, бережные стихи.
Так Россия безмерна,
Что любо смотреть, —
Океаны гремят у порога...
Разве облаком небо
Чуть-чуть протереть,
Чтобы люди увидели Бога?
Нет, не надо,
Иной у народа удел —
Для того и нужны потрясенья,
Чтобы каждый сумел,
Чтобы сам захотел
Дорасти до святого прозренья.
И сразу же — ещё одно, написанное, как и то, которое вы слышали — на рубеже 1970-х — 1980-х годов:
Не желаю бессмертья земного, —
Хоть оно мне и по плечу.
Но я жажду бессмертья иного...
Надо думать, что получу!
Догадался по многим приметам,
Что идём мы на праздник большой, —
Станем добрым и мыслящим светом,
Что у каждого есть за душой.
Это стихи московского поэта Александра Тихомирова.
Написаны они были не только на пороге 70-х — 80-х, но и на пороге его собственной смерти, а жизнь его длилась без малого сорок лет и трагически оборвалась в результате несчастного случая на железной дороге... Прошли десятилетия, но каждый год, в годовщину рождения и кончины — друзья и преданные читатели Тихомирова приходят на переделкинское кладбище и в московскую квартиру поэта.
...И снова звучат его удивительные стихи, каждый из которых — редчайший случай! — отмечено совершенством стихотворной и духовной гармонии.
Я мир сравнил сегодня
С огромным пауком
Всё время ложь плетёт он без причины,
И сколько нужно скинуть паутины,
Чтоб ясным взором посмотреть кругом!
Я путы одолел (однажды повезло!),
А что открылось мне — и говорить не стоит.
Зло борется со злом...
Добро же что-то потихоньку строит.
Александр Тихомиров, из стихотворений начала 1970-х годов.
«...Я мог бы написать несколько страниц о неизбывно детском в этом человеке, — говорил о Тихомирове в предисловии к его посмертной книге избранного под названием „Добрым людям“ — поэт Владимир Леонович. — Начиная от манеры говорить, быть (извините за корявое слово, но „держаться“ тут не подходит) — до способа мышления, озабоченного самыми простыми, но самыми насущными вещами...»
И тут же цитировал: «Только б сыну не хворать. / Да жена бы не болела, / Ну а большего желать, / Право же — пустое дело!»
Закончу стихотворением, которое, как я чувствую, давно уже в золотом запасе русской поэзии второй половины прошлого века.
Оно, думаю, пришлось бы по душе и великому тезке Тихомирова — Пушкину, — чудесно мерцающему во многих стихах светлого человека и поэта — Александра Борисовича Тихомирова:
Во сыром бору — отчизне
Расцветал цветок,
Непостижный подвиг жизни
Совершал, как мог...
Побледнел, упал на хвою —
И чуднó ему,
Что хотел-то он на волю,
А попал в тюрьму.
Ты не вянь, не вянь, цветочек,
Если что не так...
Твой голубенький платочек
Разгоняет мрак.
Александр Тихомиров, 1975 — 1976-й годы.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.