
Императрица Евдоксия чувствовала себя неважно. Накануне вечером она не могла уснуть, впечатлённая полученным письмом. Евдоксия была раздражена. Да как он смел поставить в один ряд её, Византийскую царицу и какую-то простолюдинку? «Он» — это был архиепископ Иоанн. Он не понравился Евдоксии с тех пор, как в 397 году прибыл из Антиохии и занял столичную кафедру. Да, Иоанн был умён, образован, красноречив, но вот к императорскому двору не пришелся. Ведь есть же епископы, которые знают толк в этикете! Иоанн же роскоши избегал, питался скудно, от приглашений на званые обеды отказывался. Жил открыто, собирал вокруг себя разных страдальцев. Деньги, которые полагались на его содержание, пустил на устроение больниц и странноприимных домов. Да разве это прилично для архиепископа, приближённого к императорскому дому?
А теперь это письмо! Евдоксия почувствовала, как раздражение вновь нахлынуло душной волной. Недавно она, проходя мимо виноградника, принадлежащего вдове опального чиновника, сорвала ягоду и съела. А древнее императорское установление гласит, что если царская особа вкусит от чужой лозы, то весь виноградник переходит в её собственность — что произошло и в этот раз. Вдова не замедлила пожаловаться архиепископу, и вчера Евдоксия получила от него возмутительное послание. Иоанн просил не отнимать у вдовы последнюю надежду на пропитание детей, напоминал о добродетелях прежних царей и грядущем Божием суде. «Не сомневаюсь, он и в своих проповедях не преминул выставить меня порочной стяжательницей!» — поморщилась Евдоксия.
В открытое окно донёсся разговор со двора. Беседовал кто-то из челяди, поддерживающей порядок в саду.
— Так я отлучусь, Николай? Хочу побывать на вечернем богослужении. Я так полюбила ходить в храм с тех пор, как архиепископом стал Иоанн! Как нравятся мне учрежденное им антифонное пение — хоры перекликаются между собой, словно ангелы вторят нам с небес, славя Бога!
— Верно говоришь, Анна! А как глубока и стройна составленная им литургия — главная церковная служба. Если не отвлекаться, то к Причастию Тела и Крови Христовых идёшь сосредоточенный, словно всю жизнь готовился к Таинству.
— А я никогда не забуду Огласительного слова — того, что владыка произнёс на Пасху! Ты ведь знаешь, я потеряла сына, и не находила себе места от боли. А как сказал он: «Смерть, где твоё жало?? Ад, где твоя победа??», а я поняла, что ничто нас с сыном не разделяет, что во Христе нет жизни до и после смерти — она едина, она вечна!
— Помню, да. «Воскресе Христос, и жизнь жительствует!». Недаром Иоанна в народе называют Златоустом! А ты вспомни, Анна, какими мы были до его служения. Много ли мы задумывались о Боге? Как сумел он помочь нам обрести любовь ко Христу и к Его Церкви?
— И не так много лет прошло с тех пор, когда на Страстной недели народ мог устроить гулянья. И ведь обличал он нас по-отечески, с любовью: «Можно ли снести такое ваше поведение? Можно ли стерпеть? Вам самим, дети, жалуюсь на вас!» А какую проповедь вчера произнёс владыка! «Многие, — сказал он, — осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети».
Императрица Евдоксия с раздражением захлопнула окно. «Как в воду глядела, — возмущалась она, — порочит меня Иоанн перед народом! Как смеет он вмешиваться в государственные дела, много ли он в них понимает? Нет, я должна наказать его достойным образом!»
Гонения, воздвигнутые Евдоксией на Иоанна, обернулись беззаконным собором, на котором против святителя были выдвинуты ложные обвинения. Оклеветанный Златоуст был отправлен в ссылку в отдаленный Питиунт. В пути владыка претерпевал издевательское отношение конвоиров, которые приложили все усилия, чтобы ослабить его. В Команах Понтийских — ныне это территория Абхазии, силы оставили святителя. Совершив литургию и причастившись Святых Христовых Тайн, он отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!».
С тех пор прошло семнадцать веков. Сегодня во всех православных храмах служится литургия, составленная гонимым Константинопольским святителем. Звучит на Пасху во всех церквах его победное Огласительное слово. И жительствует Жизнь, утвержденная Воскресшим Христом и прославленная верным Его учеником, святым Иоанном Златоустом!
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема