
Императрица Евдоксия чувствовала себя неважно. Накануне вечером она не могла уснуть, впечатлённая полученным письмом. Евдоксия была раздражена. Да как он смел поставить в один ряд её, Византийскую царицу и какую-то простолюдинку? «Он» — это был архиепископ Иоанн. Он не понравился Евдоксии с тех пор, как в 397 году прибыл из Антиохии и занял столичную кафедру. Да, Иоанн был умён, образован, красноречив, но вот к императорскому двору не пришелся. Ведь есть же епископы, которые знают толк в этикете! Иоанн же роскоши избегал, питался скудно, от приглашений на званые обеды отказывался. Жил открыто, собирал вокруг себя разных страдальцев. Деньги, которые полагались на его содержание, пустил на устроение больниц и странноприимных домов. Да разве это прилично для архиепископа, приближённого к императорскому дому?
А теперь это письмо! Евдоксия почувствовала, как раздражение вновь нахлынуло душной волной. Недавно она, проходя мимо виноградника, принадлежащего вдове опального чиновника, сорвала ягоду и съела. А древнее императорское установление гласит, что если царская особа вкусит от чужой лозы, то весь виноградник переходит в её собственность — что произошло и в этот раз. Вдова не замедлила пожаловаться архиепископу, и вчера Евдоксия получила от него возмутительное послание. Иоанн просил не отнимать у вдовы последнюю надежду на пропитание детей, напоминал о добродетелях прежних царей и грядущем Божием суде. «Не сомневаюсь, он и в своих проповедях не преминул выставить меня порочной стяжательницей!» — поморщилась Евдоксия.
В открытое окно донёсся разговор со двора. Беседовал кто-то из челяди, поддерживающей порядок в саду.
— Так я отлучусь, Николай? Хочу побывать на вечернем богослужении. Я так полюбила ходить в храм с тех пор, как архиепископом стал Иоанн! Как нравятся мне учрежденное им антифонное пение — хоры перекликаются между собой, словно ангелы вторят нам с небес, славя Бога!
— Верно говоришь, Анна! А как глубока и стройна составленная им литургия — главная церковная служба. Если не отвлекаться, то к Причастию Тела и Крови Христовых идёшь сосредоточенный, словно всю жизнь готовился к Таинству.
— А я никогда не забуду Огласительного слова — того, что владыка произнёс на Пасху! Ты ведь знаешь, я потеряла сына, и не находила себе места от боли. А как сказал он: «Смерть, где твоё жало?? Ад, где твоя победа??», а я поняла, что ничто нас с сыном не разделяет, что во Христе нет жизни до и после смерти — она едина, она вечна!
— Помню, да. «Воскресе Христос, и жизнь жительствует!». Недаром Иоанна в народе называют Златоустом! А ты вспомни, Анна, какими мы были до его служения. Много ли мы задумывались о Боге? Как сумел он помочь нам обрести любовь ко Христу и к Его Церкви?
— И не так много лет прошло с тех пор, когда на Страстной недели народ мог устроить гулянья. И ведь обличал он нас по-отечески, с любовью: «Можно ли снести такое ваше поведение? Можно ли стерпеть? Вам самим, дети, жалуюсь на вас!» А какую проповедь вчера произнёс владыка! «Многие, — сказал он, — осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети».
Императрица Евдоксия с раздражением захлопнула окно. «Как в воду глядела, — возмущалась она, — порочит меня Иоанн перед народом! Как смеет он вмешиваться в государственные дела, много ли он в них понимает? Нет, я должна наказать его достойным образом!»
Гонения, воздвигнутые Евдоксией на Иоанна, обернулись беззаконным собором, на котором против святителя были выдвинуты ложные обвинения. Оклеветанный Златоуст был отправлен в ссылку в отдаленный Питиунт. В пути владыка претерпевал издевательское отношение конвоиров, которые приложили все усилия, чтобы ослабить его. В Команах Понтийских — ныне это территория Абхазии, силы оставили святителя. Совершив литургию и причастившись Святых Христовых Тайн, он отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!».
С тех пор прошло семнадцать веков. Сегодня во всех православных храмах служится литургия, составленная гонимым Константинопольским святителем. Звучит на Пасху во всех церквах его победное Огласительное слово. И жительствует Жизнь, утвержденная Воскресшим Христом и прославленная верным Его учеником, святым Иоанном Златоустом!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки