
Апостол Иоанн Богослов
3 Ин., 76 зач., I, 1-15.
Глава 1.
1 Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.
2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.
3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.
6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,
7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.
8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.
9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.
13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,
14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.
15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение по-своему уникально. Дело в том, что оно представляет собой не отрывок из той или иной главы определенного послания. Оно представляет собой все третье послание апостола Иоанна Богослова, целиком.
Одно из ключевых понятий, которые употребляет апостол, — это понятие истина. Слово очень хорошо знакомое каждому из нас. Впрочем, одновременно с этим и не знакомое. Ведь если мы задумаемся над тем, что оно значит для каждого из нас, мы поймем, что для одних — истина — это правда, для других философская категория... Но чем она была для апостола, вот что важно. Внимательное чтение текста позволяет сделать вывод, что это слово значит для него нечто совершенно особенное.
Итак, он обращается к ученику по имени Гай и радуется тому, что тот находится в правильном духовном состоянии. Как любящий учитель, он молится чтобы тело Гайя было настолько же здорово, насколько здоров его дух. Эту фразу он начинает с выражения, которое может показаться вполне привычным: я люблю тебя по истине. Ничего особенного в ней нет, ее вполне можно понять так: я действительно тебя люблю. Но об этом ли говорит апостол? Буквально в следующем предложении, он хвалит Гайя за то, что тот «ходит в истине». И уж здесь совершенно очевидно, что речь не идет о том, что Гай действительно ходит или ходит на самом деле. Нет. Ходить в истине — это выражение, которое означает жить в соответствии с истиной. Но за что же именно апостол хвалит Гайя? В чем выражается эта жизнь? Он прямо говорит: «ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников». То есть хождение в истине — это правильная жизнь, правильные действия, совершенные по отношению к другим людям. Почем же он не говорит прямо? Ты правильно поступаешь! Все просто: для него важно показать, что человек, который поступает правильно, не просто пытается соответствовать чему-то, что на самом деле к нему прямого отношения не имеет. Нет. Он стремится соответствовать правде о себе самом, стремится совпасть с замыслом, который есть о нем у Бога.
Обращаясь к ученику, а вместе с ним и ко всем нам, апостол говорит: «Возлюбленный! не подражай злу, но добру». И эти его слова должны лечь на благодатную почву. Ведь если человек стремится жить истиной, жить замыслом Божиим о себе, он понимает, что это не просто призыв к чему-то внешнему... Добро не нечто чуждое для нас, стремясь укорениться в нем, мы идем не против себя, но раскрываем в себе глубину, которую видит в нас Бог.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема