
В названии приволжского городка Плёс слышится отзвук волны, добежавшей до берега. В словарях происхождения слов так и пишут: «место, где плескает». Тем, кто бывал в этих красивейших местах, вспомнится имя великого художника Исаака Левитана, который написал, живя в Плёсе, около двух сотен работ. Здесь стоит памятник живописцу, открыт его уютный дом-музей. Левитан — безусловный «гений места». Но не единственный. Имя второго «гения Плёса» известно пока только пристрастным читателям и краеведам, но, слава Богу, оно понемногу возвращается из забвения. Это имя поэта, прозаика, литературного критика и охотника Николая Смирнова.
В родных местах, как в тёплом отчем доме,
Опять брожу вечернею порой,
И тихо кланяюсь — и церковке на всхолмье,
И русской дали нежно-голубой,
И полевому чистому простору,
И васильку на жёлтой борозде,
И дальнему таинственному бору,
И одинокой северной звезде.
На тихой Волге, под закатным светом,
Плывёт буксир, раскатисто трубя.
На родине печальным поздним летом
Встречаю вновь далёкого — себя...
Николай Смирнов, «В родных местах...». Плёс, 1964-й год.
Из тех, кто помогает возвращению имени и произведений самобытного писателя Николая Смирнова, назову филолога и краеведа Анну Гайдамак. Из составленного ею сборника «Поклон Плёсу» мы и слушаем сегодня смирновские стихи. Которые, добавим, он писал всегда только здесь, в Плёсе. Они рождены и одухотворены этим местом.
У писателя Николая Смирнова была долгая, драматичная и счастливая жизнь.
Он родился в скромной купеческой семье в конце 19-го века, и отошёл к Господу в 1978-м, прожив ровно восемь десятилетий. В литературе навсегда останется его классическая книга «Золотой Плёс» и славная «охотничья проза».
В 1930-е годы этот состоявшийся литератор, сотрудник журнала «Новый мир», пережил и сталинские лагеря, куда ему, между прочим, писал ободряющие письма поэт Борис Пастернак. По возвращении с каторги, Смирнов долго переписывался с писателями русского зарубежья и вдовой Ивана Бунина... Ему доверяли читать свои рукописи Лев Кассиль и Михаил Пришвин, начинающие Василий Шукшин и Василий Белов. Он всегда и во всём наследовал классической русской литературе.
Добавлю также, что Николай Павлович Смирнов был верующим, духовным человеком.
Как деревья спелыми плодами
От подножья до глухих вершин, —
Дни мои унизаны грехами...
И стою я в светлом Божьем Храме,
Словно в дом пришедший блудный сын.
Голубой осенний тихий вечер,
Алый ослепительный закат,
Теплятся, потрескивая, свечи
И мерцает мирный блеск лампад...
Одиноко, в уголке, в приделе,
Всем чужой, измученный тоскою,
Я стою, молюсь, крестясь несмело,
Слабо и дрожащею рукою.
Господи, прости мое неверье
И растепли веры огонёк,
Распахни мне замкнутые двери
В светлый и таинственный Чертог.
Николай Смирнов, из стихотворения «Как деревья спелыми плодами...».
К имени этого певца приволжского Плёса, уверен, мы вернёмся. Поговорим, когда-нибудь, Бог даст, и о его чудесной прозе. Понадеюсь ещё, что его «малая родина» отметит своего «гения места» — в самом недалёком будущем.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема