О жизни священномученика Иувеналия (Говорухина) до принятия им священного сана сведений сохранилось немного. В миру его звали Яковом. Он родился в 1761-м году в Екатеринбурге в семье чиновника, служившего на Нерчинских заводах. Можно предположить, что родители будущего подвижника были людьми благочестивыми, воспитавшими в детях особую любовь к Церкви — Яков и его родной брат Михаил, получив серьезное техническое образование и прослужив несколько лет на горных заводах, впоследствии стали монахами. Яков Говорухин поступил в Валаамский монастырь, Михаил стал послушником Коневецкой обители. В постриге братья приняли имена Иувеналий и Стефан.
После учреждения Российско-Американской торговой компании её основатель — мореплаватель и промышленник Григорий Шелихов — обратился в Священный Синод, с ходатайством о сооружении храма на острове Кадьяк. Он просил направить на Алеутские острова и Аляску священников. В 1793-м году была учреждена Северо-Американская кадьякская духовная миссия во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Шестеро иноков были назначены из Валаамского монастыря, двое — из Коневецкого. В сентябре следующего года миссионеры прибыли на остров Кадьяк в Северной Америке. В их числе были и братья Говорухины — иеромонах Иувеналий и иеродиакон Стефан.
Просвещение местных язычников было трудной задачей. На огромной территории жили племена эскимосов, алеутов и других малочисленных народов. Они говорили на разных наречьях, многие проявляли открытую враждебность по отношению к незнакомцам. Встречались среди них и такие, кто ранее был уже крещен русскими поселенцами, однако они продолжали сохранять языческие обряды, верить в могущество духов и приносить им жертвы ничем не отличаясь от своих соплеменников.
Русские иноки заложили на острове Кадьяк деревянную церковь Воскресения Христова и начали проповедовать. В течение двух первых месяцев отец Иувеналий и иеромонах Макарий (Александров) вместе с переводчиками объехали по побережью остров и крестили практически всех местных жителей. Передвигались они на байдарках, невзирая на опасности подобных путешествий.
В 1795-м году отец Иувеналий прибыл в укрепленный русский форпост святых Константина и Елены на одном из островов в заливе Аляска. Он стал первым православным священником в тех местах и за одну зиму крестил 746 местных жителей, о которых до этого времени было известно, что они бунтуют против русских поселенцев.
Последние скупые сведения о подвигах отца Иувеналия и о его мученической кончине относятся к лету 1796 года. Есть данные, что он с несколькими спутниками из числа новокрещёных дошел до озера Илиамна на юге Аляски. Проповедь была враждебно встречена местным шаманом, по наущению которого миссионер был убит. Во время нападения он не пытался защищаться или бежать, прося только об одном — оказать снисхождение его спутникам. Спустя 3 года в Охотском море в результате кораблекрушения погиб иеродиакон Стефан (Говорухин).
Как полагают исследователи, за время своего служения отец Иувеналий, где в одиночку, а где — вместе со своим постоянным спутником иеромонахом Макарием (Александровым) — крестил более 5 тысяч туземцев. Память священномученика Иувеналия отмечают в Соборе Валаамских святых, в Соборе всех святых Аляски и в Соборе первомучеников Американской земли. В Америке сохраняют память о русском подвижнике, отдавшем жизнь ради просвещения этих земель. На Гавайских островах, входящих в состав США, с 2004 года существует православная Миссия святого Иувеналия.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.