2 Пет., 68 зач., III, 1-18.
Глава 3.
1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.
5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С самых древних времен человек пытался осмыслить не только собственную жизнь, но и фундаментальные закономерности мировой истории. Некоторые мыслители утверждали, что история циклична. Наш мир не первый и не последний в бесконечной веренице мирозданий. Когда-то он возник, заняв место старого, когда-то уйдет в небытие, чтобы уступить место новому. И так до бесконечности. Кто-то говорил о том, что наш мир вечен. Он никогда не начинал быть и у него никогда не будет конца.
Принципиально иначе осмысляет историю христианство. Некогда наш космос: само время и пространство, сама материя были сотворены Богом из ничего. Подобным образом когда-то он закончит существовать в том виде, каким мы его знаем. Поэтому история линейна. Она словно направляется из точки А в точку Б. Именно об этом сегодня говорит апостол Петр. По его словам, однажды должен наступить «День Господень». Зачастую этим выражением в Священном Писании обозначается явное для всех возвращение Бога на землю. Творение не исчезнет. Однако произойдут какие-то кардинальные изменения. Они будут так глобальны, что нередко для их описания используется образ огня. Все стихии, все человеческие дела, само время и пространство сгорят. Конечно, этот огонь не имеет в христианском понимании ничего общего с ядерным апокалипсисом. Скорее речь идет об огне божественной благодати. Если сейчас люди и все мироздание словно закрыты от Него незримой завесой, в «День Господень» эта преграда исчезнет. Мир духовный стремительно ворвется в нашу реальность, освещая ее самые темные и потаенные уголки. Поэтому этот огонь — скорее огонь очищения и преображения. В нем человек, мир, сама материя получат новые качества, которых они лишены сейчас. Апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе так пророчествует об этом дне: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали».
По этой причине апостол Петр призывает своих слушателей и всех нас заботится о духовном здравии собственной души. Ведь все, что несовместимо с божественной чистотой и правдой не сможет находится рядом с этим пламенем. Трагедия тех людей, которые возвели беззаконие и нечистоту в норму до того, что стали отождествлять себя с ними, в том, что скрыться от этого света не получится. Ведь как говорит в 1 послании к Коринфянам апостол Павел, «Бог будет всяческая во всем». И можно только гадать что произойдет, когда душу последовательного и убежденного грешника коснется тот огонь, который для праведников станет источником обновления и радости. Это все равно, что взглянуть на яркое солнце после долгого времени, которое ты провел в темноте подземелья. А потому даже если мы страдаем от какого-то греховного пристрастия, нельзя отождествлять его с самим собой. То есть грех следует назвать грехом. Более того. Необходимо уже здесь пытаться его искоренить, участвуя в церковных таинствах, первые из которых исповедь и причастие. Порой они словно раскаленный метал, которым прижигают рану, предотвращают распространение греховной инфекции в нашей душе. Но в итоге именно они становятся важным инструментом спасения. Ведь полноценно в тот новый мир сможет войти лишь тот, кто приготовил себя для жизни с Богом. Человек, в душе которого уже сейчас зажглась искра божественной благодати.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен