
Жили в одном стойбище два парня. Одного звали Адычох, другого — Кечох. Были они с детства друзьями — не разлей вода, хотя и совсем разные по характеру. Адычох — бойкий, хвастливый, быстрый на язык, а Кечох — тихий и молчаливый. Так вместе и выросли.
Отправились как-то друзья в соседнее село, где Адычох себе невесту приглядел и решил посвататься. Родители девушки устроили смотрины, всех соседей в свою юрту пригласили.
— Слухи о вашей необыкновенной дружбе, Адычох и Кечох, даже до нас добрались, — сказал один из гостей во время застолья. — Неужели вам и впрямь друг для друга ничего не жалко?
— Конечно, нет, — сказал Адычох. — Я своему другу готов, что угодно отдать.
С этими словами Адычох снял с себя яркий, расшитый бисером пояс, надетый по такому случаю, и повязал его на Кечоха. А себя простым опоясал, из обыкновенный верёвки.
— Вот это дружба! — восхитились гости, соседи. — Неужели вы и оружия друг для друга не пожалеете?
— У нас ведь с тобой всё общее, да, Кечох? — оглянулся на друга Адычох.
Кечох молча кивнул и протянул товарищу свой любимый охотничий нож с узорами на рукояти — отцовский подарок.
— Может, ты и невесту другу отдашь? — засмеялся кто-то из гостей.
— Могу и девушку подарить, ведь она ещё не стала моей женой, — разгорячился Адычох, — Настоящий друг не должен только о себе думать.
Отец невесты на него только замахал руками:
— Что ты, что ты? Зачем? Мы ведь уже договорились... Мы и так верим, что ваша дружба — самая крепкая на свете, на всю жизнь!
После праздника отправились домой. Адычох был в прекрасном настроении и по своему обыкновению всю дорогу чем-то хвастался.
— Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Скоро я женюсь и мой сын вырастит таким же храбрецом... — и всё примерно в таком же духе.
Обратный путь снова лежал через тайгу. И вдруг навстречу друзьям из лесной чащи вышел медведь. Адычох мигом, в два прыжка оказался на дереве.
— Друг, кинь мне мой нож, — прошептал Кечох, оставшийся один на один со зверем. — Помоги мне!
Но Адычох затаился на дереве и боялся пошевелиться.
Тогда Кечох упал на землю и притворился мертвым. Косолапый подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу — как известно, мертвых медведи не трогают.
Когда опасность миновала, Адычох слез с дерева и весело спросил у товарища:
— Ну, и о чём вы там с медведем говорили?
— Медведь мне сказал: «Никогда не ходи в тайгу и не считай другом труса, который думает только о себе», — сказал Кечох. — А я ему ответил: «Спасибо, что пришёл: без беды друга не узнаешь».
(по мотивам хакасской народной сказки)
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема