
«Учитель, — сказали ученики Господу, — давно ли иудеи угрожали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Эти слова прозвучали после того, как Иисус Христос решил отправиться в Иудею на погребение своего умершего друга Лазаря. Апостолы страшились и колебались, и только Фома мужественно сказал: «Пойдем, и мы умрем с Ним».
Он с самого начала своего служения был готов пострадать за Господа. Наверное, поэтому этот простой житель галилейского города Панеады был избран Господом в число ближайших учеников — двенадцати апостолов — и преданно служил Христу до самого Его ареста.
Однако евангельская история знает Фому еще с одной, довольно неожиданной стороны. Когда ученики сообщили Фоме, что видели воскресшего Господа, он не поверил этому и решительно сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки своей в ребра Его, не поверю».
С тех пор, как Апостол произнес эти слова, прошло семь дней. Ученики собрались вместе, и Фома был с ними. Вдруг явился Христос и обратился именно к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома сразу же раскаялся в своем неверии. «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул он.
После этого явления Христа Апостол Фома, бывший некогда, по слову святителя Иоанна Златоуста, слабее других апостолов, сделался, по благодати Божией, мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".
Апостол основал Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии. Долгое время проповедовал и в Индии, в многочисленных индийских княжествах. В одном из них он обратил ко Христу жену одного из княжеских приближенных, а затем и супругу правителя. За это он был арестован и подвергнут многочисленным пыткам. Однако казнить апостола публично побоялись — он был уже хорошо известен и любим в народе.
Поэтому его тайно вывели за город и пронзили копьями. Тело его один из обращенных им христиан тайно вывез в Эдессу. Когда португальские мореплаватели приплыли в Индию, они с удивлением нашли там христианские общины, основанные апостолом Фомой, а в наше время в Индии были найдены артефакты, относящиеся ко второму веку, свидетельствующие о проповеди там святого апостола.
Псалом 5. Богослужебные чтения

Тот, кто бывал в храме на вечернем богослужении, сразу же узнает этот псалом — 5-й псалом Давида. Он буквально «застревает в мозге» — и это — неспроста. Давайте послушаем — и потом поразмышляем о словах этого псалма.
Псалом 5.
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Только что прозвучавший псалом каждый раз читается в самом конце вечернего богослужения, на 1-м часе. С точки зрения богослужебного ритма, уже брезжит рассвет нового дня — и неудивительно, что 5-й псалом — именно об этом!
Для сурового скептика такой подход Церкви может показаться... мягко говоря, странным: ещё только поздний вечер — а вы уже «утреннюете»! Однако здесь есть свой глубокий смысл.
О чём прежде всего поёт в своём псалме Давид? Он предвкушает, как войдёт в храм Божий, принесёт с первыми лучами солнца свою жертву — причём контекст этой жертвы — негативный: вокруг — враги, злопыхатели, жаждущие увидеть погибель Давида; рядом с ним буквально клубится злоба и ненависть. Её так много, что для самих носителей вражды участь Давида кажется совершенно предрешённой: ничто не сможет их остановить, никакие — даже небесные силы! — не могут оказаться сильнее исполнения уже вынесенного человеческим судом осуждения Давида. И сам Давид это прекрасно понимает: только Бог, Он Один, может перевернуть ситуацию самым решительным образом! Вот почему и мысли его — даже среди глубокой ночи — уже о рассвете, о молитве, о жертве — одним словом, обо всём том, что снова и снова подтверждает близость Бога к Давиду. И завершают эту молитву слова псалмопевца о «венчании» праведника божественным благословением, как непреодолимым щитом, — для которого никакая злоба врагов уже не опасна!
Вот какой посыл предлагает Церковь нам перед тем, как мы выйдем из храмового пространства в «мир сей»: не пугаться его греховности и порочности, не впадать в ужас и ступор перед лицом агрессии греха и неприятия нас, христиан. Это всё — всего лишь ночь, которая должна быть: но чем она глубже, тем ярче воссияет утренний луч солнца Божественной правды — воссияет неизбежно, не потому, что мы такие замечательные, а только потому, что Бог — хороший!..
Псалом 5. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 5. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 5. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
«Частичка любви»

Фото: Phill Dane / Unsplash
Гуляла как-то утром с собакой и обнаружила камень. Гладкий, горчичного цвета с белой полоской посередине. Вот это находка! Моя дочь Света как раз коллекционирует камни. Но не просто собирает, а рисует на них. Каждый камушек в её руках будто оживает. Например, из гальки она сделала милого медвежонка, а ещё смешную лягушку и какое-то забавное существо с высунутым языком. В общем, нет предела фантазии подростка, который учится в художественной школе.
Дочке 15, и она хочет стать скульптором. Все в семье знают, что порадовать этого творческого человека просто. Вот и в этот раз реакция дочери на камень, когда я принесла его домой, была такая, будто ей подарили целый вагон мороженого.
— Света, ты — удивительный ребёнок. — говорю ей я. — Так радоваться обычному камню...
— Мама, он совсем необычный! — опровергает моё утверждение дочь, внимательно рассматривая новый экспонат.
— Мне, конечно, приятно, но объясни, пожалуйста, что в нём необычного?
— Ну как же? Во-первых, он отличался от других, раз ты его заметила. Во-вторых, я могу превратить его в жука-скарабея — полоска как раз будет разделять надкрылья. Ну, а в-третьих... — сказала Света и задумалась.
— Что? Что, в-третьих? — нетерпеливо спросила я.
— Мама, ты ведь подумала обо мне, когда его увидела. О том, что меня он порадует, а значит в нём уже есть частичка любви...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе