Один восточный правитель решил подчинить своей власти весь мир и уже завоевал многие страны и города.
Однажды во время военного похода ему встретилось большое селение. Наступила ночь, и завоеватель приказал визирю привести к нему Старейшину здешнего племени. Вдруг селение отдадут и без боя?
Визирь вернулся крайне озадаченный.
— Старейшина ответил, что у него нет надобности ни с кем встречаться, — сказал он. — Первый раз вижу такой бедный город. У них в домах нет ни золота, ни серебра, и почти никаких вещей. Наверное, оружия они тоже не имеют.
Охваченный любопытством восточный правитель сам на рассвете отправился к Старейшине села. Тот жил в простой землянке и сам варил себе суп из овощей и травы.
— Как вы можете жить в такой нищете? — удивлённо воскликнул властелин. — В ваших домах так пусто, нет даже необходимых вещей.
— Мы не нуждаемся в них, потому что не хотим привязываться к благам этого мира, — спокойно ответил Старейшина. — Ведь сколько их не имей, всё равно невозможно насытиться, их всегда будет мало. Нам не нужно ничего из того, что у нас могут отнять. Разве ты к нам пришёл как раз не за этим?
— Может, и так, — согласился завоеватель. — Но почему ты ешь только овощи и траву?
— Мы не хотим, чтобы наши животы становились могилами для животных, — сказал старейшина. — Сладость кушанья всё равно не проходит дальше горла. Разве не так?
— Возможно и в этом ты прав, — задумался гость. — И всё же странный у вас город. Проходя на рассвете мимо кладбища, я заметил на могилах умерших много людей. Кто-то сметал пыль с надгробных камней, кто-то молился. Неужели у вас нет других занятий?
— Посещая на рассвете кладбище, нам легче весь день помнить о смерти и вечной жизни и не думать о земных благах, — сказал старец.
— Мне нравится твоя мудрость, и я хочу сделать тебя своим визирем, — объявил восточный властелин. — Ты будешь жить в моём дворце, я окружу тебя почётом и роскошью, ты станешь моим лучшим другом... А не согласишься — я камня на камне не оставлю от твоего города!
— Ты так ничего не понял, — покачал головой старейшина. — Дружбу, любовь и самые важные вещи в жизни невозможно завоевать — их можно обрести. Но пока ты стремишься к богатству и власти, ты в каждом будешь видеть только врагов и своих соперников. Жизнь коротка, сколько ни живи. Подумай о том: а кто придёт на рассвете на твою могилу?
В глубокой задумчивости возвратился падишах в свой шатёр и дал приказ своему войску возвращаться домой, обойдя стороной бедное селение.
— Потому что там нечего взять? — поинтересовался визирь.
— Потому что этот город невозможно подчинить моей власти, — был ответ.
(по мотивам арабской народной сказки)
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.