Епископу Порфирию исполнилось пятьдесят лет, когда он принял в управление церковную общину палестинского города Газа. К этому времени святитель многое пережил. Несколько лет он провел в странствиях по святым местам, подвизался в отдалённом скиту в Египте, жил отшельником в пещере на берегу Иордана. Перенёс болезнь, которую врачи объявили смертельной и неизлечимой, чудом был исцелён от этого недуга. Три года нес отрадное послушание хранителя Креста Господня в Иерусалимском храме. И вот теперь — епископство в городе, где христиан двести человек на тридцать тысяч жителей.
Шел 395 год. Прошло то время, когда в Римской империи за исповедание Христа подвергали пыткам и казням. Над Константинополем победно высился храм Святой Софии. Радостная вера в Воскресшего Спасителя, как солнечные лучи, освещала селения, согревала души. Но только не в Газе. Мрачное язычество здесь не сдавало свои позиции и на то были причины. О них епископу Порфирию рассказал дьякон Марк — давний друг и помощник. Он побывал в палестинском городе накануне того дня, когда святителю предстояло туда отправиться.
— Мало утешительного узнал я, владыка. Вся городская знать Газы поклоняется идолам, и ревниво следит за тем, чтобы и народ посещал языческие капища. Там не менее десятка различных культов — Гелиоса, Афродиты, Апполона, Гекаты, Зевса, всех и не упомнишь. Каждому идольскому храму принадлежат обширные земли, сдаваемые внаём. Все жрецы входят в городской совет и составляют значительную часть элиты, которая и существует за счет жертвоприношений и земельных выплат. Христиан притесняют, считают людьми второго сорта. Не всякий готов поставить себя, свою семью, своих детей в такое унизительное положение.
— Нам ли искать почитания у людей? Господь Иисус Христос сказал: «Царство моё не от мира сего. Меня гнали, и вас будут гнать за Имя Моё». Не столько о малом стаде болит моё сердце, сколько о тысячах жителей Газы, пребывающих во тьме заблуждения. Но не будем отчаиваться, Марк. Сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь Богу предадим.
Газа встретила святителя Порфирия небывалой жарой и засухой. В предместьях урожай сгорал на корню под палящим солнцем. Жрецы витийствовали, выставляя причиной природных катаклизмов приезд христианского епископа. Раздраженные проповедями горожане собирались учинить самосуд над владыкой Порфирием.
Святитель знал о настроениях язычников, но не обнаруживал ни беспокойства, ни волнения. Он призвал паству поститься три дня, а затем помолиться соборно о даровании дождя. В назначенный час, отслужив молебен, христиане во главе со своим архипастырем отправились в крестный ход вокруг крепостных стен Газы. Воинствующие идолопоклонники перекрыли крестоходцам дорогу. Они затворили городские ворота, не давая возможности молящимся вернуться домой. Христиане смиренно пели псалмы у ворот. И тут внезапно поднялся сильный ветер, ясное небо мгновенно заволокло тучами, и на Газу обрушился долгожданный животворящий ливень!
Язычники открыли ворота. Настроение у них переменилось вместе с погодой. Пристыжённые, они приглашали христиан укрыться от дождя в крепостной башне, предлагали плащи. Многие восклицали при этом: «Один Христос — истинный Бог!». В тот день христианская община возросла в два раза, на следующее утро к епископу обратилось еще сто человек, желающих принять Святое Крещение.
Однако, в целом обстановка в городе оставалась напряжённой. Языческие жрецы не собирались терять своего положения. Все свое красноречие они обратили против святителя Порфирия и его паствы, не гнушаясь интригами и клеветой. Служители идолов натравливали язычников против христиан, и те в ярости избивали до полусмерти верующих во Христа. Шесть лет служил святитель Порфирий в Газе в обстановке искусственно разжигаемой ненависти. Враждебность горожан он преодолевал своим незлобием и безграничным терпением — утешал горюющих, наделял хлебом нищих и горячо молился о всяком, кого встречал на своем жизненном пути.
В 401 первом году император Аркадий издал указ полностью разрушить все языческие капища в Газе. Морок идолослужения, довлевший над городом, постепенно стал развеиваться. Люди, избавляясь от наваждения, обретали в лице епископа духовного наставника и заботливого отца. За двадцать лет служения святителя Порфирия его паства умножилась в десятки раз. В скором времени Газа стала одним из крупнейших центров восточно-средиземноморского христианства.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











