
«Вся жизнь человека по воле Спасителя Бога должна быть непрерывным подвигом». Эти слова принадлежат выдающемуся миссионеру и архипастырю — митрополиту Харбинскому Мефодию, и он подтвердил их своей жизнью.
В миру его звали Маврикий. Богослужение и Священное Писание — вот первая и главная школа, которую прошёл Маврикий, родившийся в потомственной священнической семье и впоследствии окончивший Томскую духовную семинарию. В 1882-м году, в возрасте двадцати шести лет, он стал трудиться в Алтайской духовной миссии. А в 1893-м году возглавил её уже как монах в сане архимандрита, а затем епископа.
В 1898-м году владыка Мефодий был назначен на Забайкальскую кафедру с центром в Чите. Огромная епархия была ещё плохо устроена, и епископ Мефодий старательно принялся за труды: построил в Чите и других местах новые храмы, начал издавать «Забайкальские епархиальные ведомости», развивал миссионерское училище, возобновил традицию многолюдного крестного хода из Читы в село Иргень.
Тёплое время года владыка проводил в поездках, навещая отдалённые миссионерские станы, общаясь как с православными (включая каторжников), так и с бурятами-язычниками.
Епископ Мефодий остро переживал о тех, кто подвергся несправедливости. Так, он неоднократно приходил на суды, чтобы свидетельствовать в защиту оклеветанных людей. Это касается и процессов над некоторыми священниками, которые во время революционной смуты 1905-1907-х годов были обвинены в неблагонадёжности.
Когда в Россию хлынул поток корейцев, бежавших от японской оккупации, владыка Мефодий добился, чтобы им дали законное право на проживание в России. Кроме того, среди беженцев была начата православная проповедь, что привело к появлению общин православных корейцев.
В 1914-м году епископ Мефодий был переведён на Оренбургскую кафедру. Он организовал проведение бесед о вере для народа, создал миссионерские школы, возобновил проповедь Православия мусульманам, стал бороться с сектами, в том числе издавая просветительские листки.
Участвовал он и в работе местного общества трезвости. Особой его заботой как во время служения в Сибири, так и в Оренбурге было церковное пение: владыка Мефодий учил, чтобы на клиросе пели чётко и понятно, а также распространял общенародное пение в храмах.
На оренбургской земле епископ Мефодий встретил Первую Мировую войну и революцию. Всеми силами он пытался примирить «белых» и «красных». Владыка говорил: «Спаситель Бог посетил Российскую Церковь огненным искушением, чтобы посрамить сатану, как некогда он был посрамлён терпением праведного Иова».
В результате гражданской войны епископ Мефодий вместе с сотнями тысяч русских людей эмигрировал в Китай, возглавив Харбинскую епархию. К моменту его смерти в 1931-м году в епархии было два монастыря и сорок шесть храмов, из которых двадцать два были созданы усилиями владыки.
Епископ Мефодий для помощи беженцам создал знаменитый приют «Дом-Убежище», где одновременно могли получать питание и медицинскую помощь сто сорок человек.
Для тысяч русских людей владыка Мефодий стал утешителем и помощником в страшной беде, обрушившейся на наш народ. О его жизни можно сказать словами святого апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







