
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 326 зач., X, 35 — XI, 7.
Глава 10.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Послание к евреям адресовано иудеям, которые недавно приняли крещение. В том отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел дает наставления своим единоплеменникам относительно того, приобретению каких душевных качеств им необходимо уделить внимание в первую очередь.
Конечно же, в основе всего находится вера. Согласно апостолу, вера — это абсолютная убежденность в том, что предмет, на который она направлена, истинен, и что ожидаемое непременно сбудется. Вера находится в основе всех поступков, она задает жизни человека определенную динамику. Именно благодаря вере в то, что у всего происходящего есть какая-то цель, мы находимся в движении, не перестаем жить. И, напротив, когда пропадает вера в определенную цель, человек останавливается, впадает в пассивность, в итоге умирает. Яркий пример — Евгений Базаров, герой романа Тургенева «Отцы и дети». Разочаровавшись в жизни, потеряв цель, он погружается в глубокую тоску и уныние, теряет интерес ко всему на свете, в том числе и ко всем своим предыдущим социальным проектам. Своему товарищу Аркадию он говорит: «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» Нет веры, нет цели, нет движения, нет жизни. Чем выше цель, чем крепче вера, тем интенсивнее движение, тем насыщеннее жизнь. Вера в Бога дает человеку много больше душевных сил, чем вера в материальные блага. Она открывает в его собственном сердце такие просторы, которые всегда будут скрыты от тех, кто цель своей жизни видит исключительно в земном.
Помимо веры, по словам апостола, человек должен обладать еще такими качествами, как терпение и стойкость. В чем их важность? Наша вера должна каким-то образом возрастать. Это происходит лишь в том случае, когда сил верить в цель у нас уже нет, но мы все равно продолжаем упорно двигаться в ее направлении, как говориться, на одних волевых. Терпим боль от того, что потеряли всякие ориентиры в этой жизни, но все же стойко ее переносим. Для нашей веры, по словам апостола, это самое благодатное время. Можно привести в качестве примера работу спортсмена. Высоких результатов достигает лишь тот атлет, который несмотря ни на что продолжает движение к цели. Ради этого зачастую он отказывается от комфорта, испытывает различные лишения и неудобства, подчас разочаровывается в себе, падает, но всегда встает и продолжает свой путь. Победа основывается именно на этой рутинной работе. И самое главное, всякий, кто занимался спортом, знает: самое полезное упражнение то, которое исполняется на последнем дыхании, когда сил на его исполнения уже нет. Оно не просто укрепляет мышцы, оно выводит спортсмена на новый уровень мастерства.
Постараемся и мы не только иметь веру в Бога, но и всячески укреплять ее, терпеливым и стойким перенесением всяческих неудобств и лишений. Только таким образом мы сможем достичь главной цели нашей жизни — единства со Христом, которое есть Царство Небесное.
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О молодых людях как о будущем нашей страны

Сегодня 28 июня. День молодежи России.
О молодых людях как о будущем нашей страны — священник Захарий Савельев.
По мысли людей, работающих на местах педагогов, преподавателей, и по мысли политиков, по мысли великих государственных деятелей в нашем будущем, молодёжь — это всегда будущее нации, страны, народа, целого мира. И вот какое будущее у нас будет, зависит сейчас от нас и зависит от молодых людей. Зависит сначала от людей, уже умудрённых опытом, и заканчивается на тех людях, которые сегодня готовятся формировать наше будущее.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особое значение уделяет именно молодым людям. Как мы с вами знаем, как мы видим, Святейший Патриарх поддерживает молодёжные проекты внутри Русской Православной Церкви, ведёт диалог со студенческой средой и преподавательской, которая формирует эту молодёжную среду.
Главный Святейший Патриарх привлекает молодых людей как на богослужения, так и на служение Церкви в целом, создавая новые горизонты у нашей Церкви, к которым мы все призваны тоже прийти, чтобы Церковь наполнялась не только людьми, которые на опыте познали скорбь и тесноту, о которых писал апостол Павел, но и наполнялись храмы теми молодыми лицами, которые ещё не столкнулись в полной мере с последствиями тех ошибок, которые допустили некоторые из нас в своей молодости.
В исторической перспективе побеждают не военачальники и солдаты, а побеждают педагоги и священники, которые лицом к лицу сталкиваются сначала с детишками, потом с молодыми людьми, а потом уже этих людей ведут во взрослую жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема