
Святой Савва, славянин по происхождению, жил на рубеже девятого-десятого веков. Он был одним из ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, и продолжатель дела равноапостольных братьев.
Савва проповедовал вместе с другими учениками Кирилла и Мефодия — со святыми Гораздом, Климентом, Наумом и Ангеляром. Все вместе они почитаются южнославянскими народами как «святые седмочисленники» — то есть как семь святых, создавших первый алфавит для славян и переведших на славянский язык те книги Священного Писания, без которых не могло совершаться Богослужение.
В те годы, когда словенские учителя пришли в Великую Моравию это государство включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также часть Польши и Украины. Для просвещения такой большой территории святой Мефодий за годы своего епископского служения рукоположил более двухсот священников и дьяконов. Святой Савва был одним из пяти самых способных и образованных пресвитеров. Ученики Кирилла и Мефодия — Савва, Горазд, Климент, Наум и Ангеляр вместе трудились на ниве просвещения в Великой Моравии, где после смерти святителя Мефодия епископом стал Горазд, прекрасно знавший несколько языков, в том числе греческий и латинский.
Просветителям-славянам противостояла сильная немецкая группа миссионеров-католиков, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопроса о необходимости богослужения на славянском языке, которое решением папы римского было запрещено. Равноапостольный Савва и другие ученики Кирилла и Мефодия подверглись гонениям. Святой был брошен в темницу. После жестоких истязаний Савва был изгнан из Моравии. Тогда святой Савва вместе со святым Гораздом продолжили свои миссионерские труды на территории современной Болгарии. Их с честью принял князь Борис, который стремился к просвещению своего народа. Будучи уже глубоким старцем святой Савва проповедовал Евангелие на юго-западе Болгарии. Этот ученик Кирилла и Мефодия вошел в историю как святой равноапостольный Савва Болгарский.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема