
Глубоко за полночь в келью Палладия робко постучали. Монах не удивился позднему визиту. Сорок лет назад он построил хижину на отдалённой окраине небольшого селения, окружённого песками и скалами Сирийской пустыни. Разрастаясь, поселок подступал к жилью отшельника, и люди все чаще заглядывали к нему за советом и утешением. Палладий никому не отказывал. В его сердце царила тишина, в которой непрестанно вершилась молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». Беседы с людьми не могли отвлечь монаха от разговора со Спасителем. Палладий распахнул дверь. На пороге стоял юноша в дорогой одежде.
— Прости, что тревожу тебя, отшельник. Но ты должен мне помочь!
— Входи, сынок. Какой же помощи ты ждёшь от грешного монаха?
— Прошу, выслушай меня! Два года назад я получил большое наследство и занялся торговлей. За короткое время моё состояние увеличилось вдвое, деньги приносили мне наслаждение. Но потом в сердце поселилась тоска. Я почувствовал себя пауком, который запутался в собственной паутине. Знаешь, отшельник, в детстве нянька рассказала мне об Иисусе Христе, который победил смерть и о Его Небесном Царстве. Её рассказ осветил тогда мою жизнь, приметы Божьего царства сквозили золотом в закатных лучах, звенели голосами птиц на рассвете, угадывались в тепле матушкиных рук. Каждый мой день был исполнен радостного смысла. А сейчас я как будто возвожу золотую стену между мной и Богом. Почему это так, отшельник? Разве деньги зло? Ведь на них можно купить столько благ!
— Непростой вопрос ты задал, сынок. Деньги сами по себе ни добро, ни зло, но они часто овладевают нами. Господь наш Иисус Христос коснулся твоего сердца, и ты откликнулся в детской простоте, а теперь почувствовал, что богатство стало между вами преградой. Спаситель предупреждал о такой опасности — нельзя служить двум господам, Богу и деньгам. Трудно богатому войти в Небесное Царство!
— Значит, я должен отказаться от состояния?
— Сможешь ты своим богатством служить Богу и людям, не прикипая душой к деньгам — вернется к тебе и радость о Господе. Но это нелегко.
— Тогда я прямо сегодня начну избавляться от сокровищ. Вот, прими в благодарность — здесь сардийское золото и камни из Индии!
— Убери это, сынок, и ступай с Богом. Христос да просветит твое сердце!
Когда гость ушел, Палладий забылся чутким тревожным сном. Он не ложился для отдыха, позволяя себе лишь сидя подремать в предрассветные часы. Разбудили монаха крики. «Убийца, убийца!», — отражали эхо окрестные скалы. Едва Палладий вышел на свет, как его схватили и куда-то потащили. Шагах в пятистах от кельи на земле лежал тот самый юноша, что приходил к нему ночью — он был заколот кинжалом. Вокруг него собралась толпа. Над телом голосил старик. Палладий понял, что это слуга ночного гостя. Именно он хватился под утро, что купец не вернулся домой, и отправился на поиски. Страшной была его находка! Страшным было и обвинение в адрес монаха. «Это он, он убийца! — кричал старый слуга, воздевая руки в сторону Палладия. Пустынник стоял, как будто безучастный к происходящему. Он вспоминал свой разговор с убиенным и горячо молился.
— Господи! Прости этому юноше все грехи и открой для него двери Твоего Царства, которого он так жаждал! И если я должен понести наказание за чужое преступление — благослови меня на это. Но если возможно, избавь меня от оговора. Да будет Твоя святая воля!
Люди не слышали слов молитвы — пустынник творил её беззвучно. Вслух он только вздохнул.
— Кто же тебя так, сынок...
И тут произошло невообразимое. Усопший поднял руку и протянул ее в сторону толпы. Он указывал на мужичонку, стоявшего чуть поодаль и недобро озиравшегося вокруг. Повинуясь знамению, люди схватили этого человека. При нем оказались те самые драгоценности, которые Палладий ночью не принял в дар. Напуганный чудесным обличением, убийца сознался в преступлении.
Рассказ о пустыннике Палладии сохранился благодаря его современнику, епископу Феодориту Кирскому. Написанная святителем книга «История боголюбцев» — это рассказы о сирийских святых четвертого-пятого веков, многих из которых он знал лично.
Псалом 105. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.
9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.
13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.
16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их].
24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
30 И восстал Финеес и произвел суд,- и остановилась язва.
31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским,- и осквернилась земля кровью;
39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали [Его] упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.
44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.
48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема