
16 ноября 1885 года молодой российский император Николай Александрович Романов написал в своем дневнике: «Богом нам посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой!». Весть о рождении царского первенца стремительно распространилась в народе. О славном событии возвестил сто один пушечный залп в Петропавловской крепости, на богослужениях в храмах возносились особые поминовения о здоровье новорождённой царевны.
Великая княжна Ольга росла резвой, любознательной и смышлёной. От матери она унаследовала грациозность, пышные золотистые волосы и нежный цвет лица. Царевна с детства отличалась обостренным чувством справедливости. Она не выносила лжи в любом ее проявлении. Однажды, когда совсем еще маленькая Ольга играла с сестрой Татьяной и кузенами, сыновьями великого князя Михаила, один из мальчиков позволил себе умышленно неправильный ход. Девочка расплакалась и побежала к своей старшей подруге, фрейлине Анне Вырубовой: «Ты знаешь, что он сделал, Аня? Он сказал неправду!».
Николай Второй очень ценил это качество характера своей дочери. Когда царевна стала взрослой девушкой, он советовался с ней по самым важным вопросам — ее нетерпимость к фальши была для монарха камертоном, который помогал принимать верные решения.
Из всех детей именно Ольга была ближе к отцу. До тех пор, пока в царской семье не родился мальчик, Алексей, она считалась наследницей престола. По российскому закону о престолонаследии женщина не могла возглавить монархию, но в этот документ планировалось внести соответствующую поправку. Николай Второй готовил дочь к служению — он брал ее с собой на учения подшефных полков, на богослужения, вдвоем они часами гуляли по парку, проводя время в сердечных беседах.
Когда началась Первая мировая война, Ольга Николаевна с матерью, Александрой Федоровной, и сестрой, царевной Татьяной стали работать в госпитале. Держали себя царица и великие княжны настолько скромно, что иные пациенты и не догадывались, что за ними ухаживают столь высокие особы. Однажды, когда Ольга присела на минутку отдохнуть, к ней обратился солдат.
— Умаялась, сердечная?
— Да, немного устала. Это хорошо, когда устаешь.
— Чего же тут хорошего?
— Значит, поработала.
— Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт бы поехала.
— Да, моя мечта — на фронт попасть.
— Чего же? Поезжай.
— Я бы поехала, да отец не пускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.
— А ты плюнь на отца да поезжай.
— Нет уж, плюнуть не могу. Уж очень мы друг друга любим.
Отправиться на фронт Ольге не пришлось, но испытания, которые выпали на ее долю, оказались пострашнее открытого сражения. После февральских революционных событий великая княжна утратила свою жизнерадостность, близкие стали замечать в ней особую, необычную серьезность. Царевна страдала душой за больного брата, сочувствовала матери, тревожилась за отца. Глубина ее переживаний ведома одному лишь Сердцеведцу-Богу.
Россия, которую царские дети любили, рушилась на глазах. Родной дворец в Царском селе по указу Временного правительства стал для Романовых местом заключения. Затем последовала ссылка в Тобольск. Царскую семью поселили в губернаторском доме за трехметровым забором. Фоном жизни было острое чувство неизвестности предстоящего.
Царевны старались доставить радость младшему брату Алеше, хотя с каждым днем это было все труднее. Девушки устроили во дворе качели — охранники-красноармейцы вырезали на них штыками непристойные надписи. Соорудили ледяную гору — надзиратели разрушили ее, чтобы дети не могли выглянуть с ее высоты за забор.
Еще тяжелей стали условия содержания после перевода узников в Екатеринбург весной 1918 года. Дом Ипатьева, куда определили пленников, был обнесен двойной оградой и имел вид тюремной крепости. Комнаты здесь не запирались, а проем в помещении, где жили великие княжны, вообще не имел двери. Надзиратели, которые были в основном из вчерашних уголовников, вторгались к Романовым, когда им вздумается. Приходилось постоянно терпеть их грубые шутки, грязную ругань, неприличные песни.
Но и в среде беззакония царская семья сохраняла присутствие Духа. Иные охранники смягчались, видя сердечную простоту, незлобивость и смирение венценосных пленников, и начинали проявлять к ним сострадание. Начальствующие большевики не могли этого допустить и тут же заменяли надзирателей, проявлявших человечность, на новых, еще более изощренных в своей жестокости. Именно такие люди и направили оружие на беззащитных пленников в подвале Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года.
Ольга Николаевна Романова была убита прицельным выстрелом в сердце. Позднее среди книг, ей принадлежавших, нашли листок — великая княжна собственноручно переписала стихотворение поэта Сергея Бехтеева, в котором была запечатлена кроткая решимость страдающей души и перед лицом смерти исполнять завет Христа — благословлять ненавидящих:
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы —
Молиться кротко за врагов.
Псалом 95. Богослужебные чтения

В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 95. На струнах Псалтири
1 Воспойте Господу песнь новую! Воспой Господу, вся земля!
2 Воспойте Господу, благословляйте имя Его, возглашайте всяк день, что в Нем спасение наше!
3 Возвещайте племенам славу Его, всем народам чудеса Его!
4 Ибо велик Господь и прославлен Он, грозен для всех богов.
5 Ибо все боги язычников бесы; а Господь небеса сотворил.
6 Славословие и красота пред Ним, святость и великолепие во святилище Его.
7 Принесите Господу дары, отцы племен, воздайте Господу славу и честь!
8 Воздайте славу имени Господа! Возьмите жертвы и входите во дворы Его!
9 Поклоняйтесь Господу во дворе святом Его! Да поколеблется пред лицом Его вся земля!
10 Скажите народам, что Господь воцарился; ибо утвердил Он вселенную, и не поколеблется она; судить будет Он народы по правде Своей.
11 Да возвеселятся небеса, и да радуется земля! Да поколеблется море и все сущее в нем!
12 Возрадуются поля и все живущие на них; тогда возрадуются все деревья дубравные пред лицом Господним;
13 Ибо Он идет, идет судить землю, судить вселенную праведно и народы — по истине Своей.
Урок доверия. Нина Юркова

Нина Юркова
Однажды во время беседы на духовные темы, которая проводилась в храме, я услышала фразу: «В трудной ситуации доверься Богу, и делай, всё, что от тебя зависит, а Господь, видя твои усилия, добавит к ним то, чего не достает для решения проблемы».
Какой простой и одновременно сложный рецепт христианского счастья: честно сделай максимум того, что можешь, а остальное доверь Господу.
Мне вспомнился случай, как я опаздывала на поезд. До отправления оставались считанные минуты, а я только вышла из вагона метро. Было совершенно ясно, что, даже если побегу, не успею за столь короткое время преодолеть путь до перрона. В отчаянии я взмолилась: «Боже, я сейчас побегу так быстро, как только смогу, а Ты задержи пожалуйста поезд хоть на несколько минут, если это возможно!» И полетела вверх по эскалатору.
Где-то на середине пути у меня закончились силы. До отправления поезда оставалось две минуты. Я в отчаянии продолжала путь уже шагом, а в голове звучала та самая фраза из духовной беседы: «Делай, что можешь, Господь добавит недостающее!»
Выйдя на перрон, с изумлением обнаружила, что поезд продолжал стоять несмотря на то, что время отправления прошло несколько минут назад. От радости прибыло сил, я побежала, и вскочила в последний вагон, ликуя: «успела!» Дедушка-проводник ободряюще улыбнулся, глядя на моё взволнованное и заплаканное лицо.
Поезд тронулся. Я смотрела в окно, и повторяла: «Благодарю! Благодарю Тебя, Господи, за этот урок доверия!»
Так часто мы не полагаемся на Бога по-настоящему, не даём Ему нам помочь. В трудных обстоятельствах предпочитаем довериться своим силам, другому человеку, или людям, но не Всесильному Богу. И как же часто это наше псевдодоверие бывает посрамлено: свои силы быстро иссякают, люди подводят, а проблема так и остаётся неразрешенной.
Но стоит лишь сказать: «Вот, Господи, я оказалась в такой ситуации, из которой не вижу выхода. Но верю, что выход видишь Ты, и попробую с Твоей помощью справиться» — и эта помощь приходит. То, что казалось запутанным, распутывается, что виделось туманным становится ясным и даже время как будто растягивается. Что невозможно человеку, возможно Богу.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение