
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В этих словах апостола Павла, обращённых к евреям, упоминается эпизод, далеко не самый приятный слушателям. Речь идёт об истории, когда Бог даровал Моисею закон на горе Синай — и величие этого события сопровождалось явными знамениями в виде землетрясения, молний, грома. Вот как описывает книга Исход: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх. 19:16–20).
Но, невзирая на такое очевидное свидетельство близости Господа Бога, оставшийся у подножия горы народ устал ждать возвращения Моисея — ждать в полной неопределённости — ведь из Египта-то они вышли — а что дальше, куда идти, кто их поведет — никто не понимал. И тогда они решили сами, своими силами, соорудить золотого тельца — чтобы получить хотя бы видимость некоего духовного покровительства и защиты. И когда Моисей спустился с горы, и увидел, как его народ чествует и поклоняется идолу — его гнев был неописуем. Евреи надолго запомнили, какую цену они заплатили за своё пренебрежение к явным знакам Божественного присутствия.
Апостол обращает внимание на эту историю не просто так: он использует традиционный для раввинов риторический приём «куда больше, чем» — если тогда, при исходе из Египта, Бог поколебал землю, чтобы подтвердить важность сказанного Моисею — то теперь Тот же Бог обещает поколебать не только землю, но и само небо — вот насколько высока значимость того, что Бог явил в лице Иисуса Христа.
От чего старается предостеречь апостол своих слушателей — а значит, и каждого из нас? От суетливости и нетерпеливости в вере. Мы редко задумываемся о том, что просто «быть в вере» — это уже подвиг. «Стоять в вере» — это вовсе не значит, что надо срочно «изничтожать неверных» и «бороться с отступниками». Это — куда легче, чем просто жить в состоянии тотальной неопределённости по всем фронтам — но при этом не падать духом, не унывать, быть радостным и благодарным — а не подавленным и ворчливым. Вера проявляет себя вовсе не в религиозном экстазе и фанатизме — источником которых чаще всего бывают причины вовсе не духовные. Самое яркое свидетельство веры — это способность оставаться верным Богу, верным своим ценностям жизни невзирая на полную противоположность среды, в которой приходится жить. Быть целомудренным — когда разврат — норма жизни. Быть милостивым — когда месть считается доблестью. Быть честным — когда ложью и обманом пропитано любое дело. Быть уважительным к достоинству другого — когда над ним все гогочут и тыкают пальцем. И это кажущееся маловажным неучастие человека в жизни по «стихиям мира сего» — а по сути, в «делах тьмы» — открывает в душе человека окно веры навстречу Богу, навстречу Его живительному и освежающему дыханию Духа.
Помоги же нам, Господи, не уставать упражнять своё сердце в добром несении подвига тихой и благодатной веры!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов