Даже гениальным детям сложно проявить свои способности, если им в этом не помогают родители. Французский учёный и религиозный мыслитель Блез Паскаль был феноменально одарённым ребенком. Но вряд ли он смог бы доказать названную его именем теорему, изобрести счётную машину, написать знаменитый трактат «Мысли», если бы не его отец — Этьен Паскаль.
В своём родном городе Клермон-Ферран отец Блеза был одним из самых уважаемых граждан. Он занимал должность судьи, который специализировался на разрешении налоговых споров. В возрасте 28 лет Этьен женился на дочери местного чиновника Антуанетте Брегон. Честный, суровый и непреклонный Этьен и умная, кроткая, набожная Антуанетта нежно любили друг друга. Вскоре у них родились дети: девочки Жильберта и Жаклина и сын Блез.
Увы, Антуанетта умерла, когда Блезу было всего три года. Этьен Паскаль не стал искать себе другую жену и, взяв с собой детей, переехал в Париж. Будучи человеком образованным, он отказался от услуг приглашённых учителей и самостоятельно составил для детей программу занятий. Он учил их честности и ответственности и, конечно, наставлял в науках, особенное внимание уделяя Блезу. Когда сыну исполнилось восемь лет, Этьен стал рассказывать ему о явлениях природы. Естественнонаучные беседы между отцом и сыном не прекращались во время прогулок, игр и даже за обедом. Однажды за столом кто-то задел ножом фаянсовую тарелку. Протяжный звон заставил мальчика задуматься о природе звука Плодом этих размышлений стал первый, составленный в 11 лет, научный трактат Блеза Паскаля.
Этьен Паскаль был талантливым математиком и входил в парижский кружок энциклопедиста Марена Мерсенна, который вёл переписку с учёной Европой, в доме которого бывали выдающиеся умы того времени: Декарт, Гоббс, Роберваль, Дезарг, Гассенди́. Отец брал Блеза на заседания кружка: молодой учёный проникался атмосферой дискуссии, и очень скоро сам начал участвовать в спорах. Именно сюда Блез приносил первые научные труды.
В 1639 году — Блезу в это время было 16 лет — Этьен получил должность королевского уполномоченного в Нормандии и вместе с семьей переехал в столицу этой провинции — Руан. На Этьена свалилось множество проблем. Ведь совсем недавно в Нормандии завершилось народное восстание против высоких налогов, с трудом подавленное войсками кардинала Ришелье. Этьену Паскалю нужно было наладить мирную жизнь, упорядочить налоги, привести в порядок торговлю. Блез старался во всем помогать отцу. Паскаль-младший занимался распределением податей, пошлин на соль, налогов на продукты между церковными приходами. Подавляющая часть обязанностей Этьена и Блеза была связана с вычислениями, и чтобы облегчить себе и отцу труд, юноша изобрел арифмометр, машину, которая выполняет арифметические действия автоматически, без пера и бумаги.
Спустя несколько лет Этьен и Блез вернулись в Париж. Теперь отец и сын уже не учитель и ученик, а коллеги. Этьен помогал Блезу в научных опытах, иногда участвовал в переписке с его оппонентами. Однажды на парижской улице Этьен упал и вывихнул себе бедро. Лечить отца пришли известные в округе хирурги, которые принадлежали к последователям голландского теолога Корнелия Янсения. Этот мыслитель проповедовал абсолютную необходимость для спасения божественной благодати, без важности усилий самого человека. Братья-янсенисты увлекли семью Паскалей вопросами, далекими от экономики и науки. С этого момента начинается история религиозных исканий Блеза Паскаля. Младшая сестра Жаклина задумывается о монашестве. И сам Этьен становится более набожным, что проявляется, например, в воспитании внука, сына Жильберты, которого дедушка наставляет в благочестии.
Увы, Этьен умер в 1651 году и не успел прочитать богословских сочинений Блеза. Но честность, совестливость, интеллектуальная дисциплинированность отца передались сыну. «Существуют два правила — совесть и закон Божий, и нет другой цели, кроме милосердной любви к Богу», — так писал Блез Паскаль в «Письмах к провинциалу». Наставления Паскаля-старшего не пропали даром.
«Архивы уполномоченных по делам религий в СССР». Петр Чистяков
Гостем программы «Светлый вечер» был доцент Института истории религий и духовной культуры РГГУ Петр Чистяков.
Разговор шел о том, как изучение архивов уполномоченных по делам религий в СССР раскрывает интересные стороны жизни Русской Церкви в ХХ-м веке.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных теме изучения различных аспектов религиозной жизни в период Советского Союза.
Первая беседа с доктором исторических наук Алексеем Федотовым была посвящена изучению региональной истории (эфир 05.01.2026)
Вторая беседа с Ксенией Сергазиной и Петром Чистяковым была посвящена особенностям изучения религии в светских ВУЗах (эфир 06.01.2026)
Третья беседа с Еленой Воронцовой и Петром Чистяковым была посвящена народным церковным традициям (эфир 07.01.2026)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«К 100-летию митрополита Питирима (Нечаева)». Иеромонах Пафнутий (Попов)
Гостем программы «Светлый вечер» был насельник Иосифо-Волоцкого мужского монастыря архимандрит Пафнутий (Попов).
В день 100-летия со дня рождения митрополита Питирима (Нечаева) наш гость поделиться своими воспоминаниями об этом выдающемся иерархе Русской Православной Церкви, о личном общении с ним, и какой след это оставило в жизни.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. Возрождение обители
Новодевичий Ставропигиальный женский монастырь в Москве, наверное, знают все. Его ажурные башни, надвратные церкви, в стиле нарышкинского барокко, могучий Смоленский Собор поражают своим торжественным видом. Но немногие в наши дни знают о том, какими трудами, чьими заботами этот монастырь был возрожден для монашеской жизни и встречи несметного числа туристов и паломников. О том, как после лихолетий восстал Новодевичий монастырь, чьими усилиями и молитвами осуществляется его реставрация, подготовка к 500-летию монастыря, о первой настоятельнице обители Игумении Серафиме Черной, о первых насельницах, о детях и учителях Воскресной школы, наша программа.











Все выпуски программы Места и люди











