
Апостол Павел
Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Слова апостола Павла смело можно назвать гимном вере. В преддверии Рождества Христова этот гимн приобретает ярко выраженный смысл. У апостола примеры веры из истории, начиная с Авраама, словно драгоценные бусины нанизываются на нить — чтобы явить слушателям это великолепное колье во всей его красе. Но что же является этой нитью, которая проходит сквозь века и тысячелетия — и даже когда истлели кости праотцев, она так и остаётся без малейших изменений?
Быть может, речь о вере в Бога? Но для доиндустриального человека атеизм был чем-то вроде разновидности уродства — только не физического, а духовного. Ну да, всегда есть определённое число людей, которые рождаются неполноценными — или в силу обстоятельств становятся таковыми: также встречаются и те, у кого есть некая патология главного органа веры — сердца. Но на протяжение всей истории человечества — за исключением, пожалуй, двух — максимум трех последних веков — не верить в Бога, духовный мир, иные, нематериальные силы было столь же чудно, как сегодня ходить в шортах по лютому морозу.
Быть может, тогда апостол говорит о вере как особом состоянии человека, состоянии сонастроенности Живому Богу — только при котором и можно иметь невероятное (!) мужество идти на риск делать то, в чем никаких гарантий нет — кроме самой веры? Как это состояние можно описать?
У преподобного Иоанна Лествичника есть такая мысль: «верующий — не тот, кто думает, что Богу всё возможно, но кто верует, что получит от Него то, что просит». Здесь святой разворачивает вектор веры из области познавательной, рациональной — в область жизненную, практическую. Хороший музыкант — не тот, у кого пятёрка по теории музыки, а тот, при игре которого зал замирает.
Каждый из упомянутых апостолом библейских персонажей умел виртуозно сыграть на струнах своего сердца эту мелодию веры. Каждый вносил в неё что-то своё — не разрушая общий строй, но украшая и развивая главную тему. И тот, кому была знакома эта мелодия — идущая из глубины веков, бережно передававшаяся из поколения в поколение — сумел распознать в Иисусе первоисточник этой песни — песни сердца о том, что Бог — верит в человека, даже тогда, когда сам человек эту веру давно утратил!
В преддверии Рождества Христова хочется всем пожелать, чтобы житейский шум праздничных дней не заглушил эту тихую мелодию библейской веры — ведь только верой мы можем пройти по водам очевидной безнадёжности к твердому берегу нашего упования!
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час