Для читателей, следящих за современной поэзией, имя Марины Кудимовой — легендарное. Её стихи — упругие, живописные, огненные, гудящие как лава в жерле вулкана — не похожи ни на чьи, её голос узнаваем всегда и сразу... Лично для меня он узнаваем с 1990-го года, когда появилась книга-поэма «Арысь-поле».
Следующий сборник Марины — «Черёд» — вышел только в 2011-м, спустя два десятилетия.
Бережно и внимательно этот поэт относится к своему слову и своему дарованию.
Осенью 2018-го года Марина Кудимова стала лауреатом Международной Волошинской премии (в рамках старейшего литературного фестиваля в Крыму).
Помню, что на церемонии награждения прозвучали слова о заступничестве и сопротивлении, содержащихся в её стихах. ...Заступничестве за тех, кто страдает, и сопротивлении — тому, что размывает в нас образ Божий.
Обретение двух этих качеств, вероятно, даётся лишь ежедневным, мучительным обретением смирения, — которое не сулит внешних побед, но дарует мир в душе.
Коль между послушаньем и служеньем
Неодолимый мир стоит столбом,
Я проживу с бессрочным пониженьем,
О каждый выступ ударяясь лбом.
И, не польстясь на яства даровые,
Выруливать я приучусь туда,
Где дата написанья в рядовые
Неотменима раз и навсегда.
Марина Кудимова, из книги 2017-го года «Держидерево».
Говоря о заступничестве, щедро содержащемся в поэзии Марины Кудимовой, — прочитаю Вам на прощание из её удивительной баллады «Георгий». Согласитесь, редкий поэт сделает героем своего стихотворения — самого обыкновенного бомжа.
И — неизбывное чувство своей виновности перед ним...
Мне пусто без бомжа Георгия —
Куда-то делся по весне.
Ему не подала ни корки я,
А он приветлив был ко мне.
Так и живу теперь с нагрузкою,
Так и саднит во мне, как шпень,
Растяжливое, южнорусское,
Прокуренное: «До-о-обрый де-е-е-нь!»
Не осадил повадкой гордою
И не обидел никого.
Скучаю по бомжу Георгию,
По отщепенчеству его.
Он ни гроша себе не выклянчил
И — на войне как на войне —
Растащен был до полной выключки
И выровнен по ширине.
Мне стыдно за шмотье добротное,
За недоумный гонор свой,
За новоделы наворотные
На желтозёмах под Москвой.
Ужель небесная моторочка
Несет Георгия легко...
Тут поэт временно расстаётся со своим героем. И потом, после нескольких строф, посвящённых печальным размышлениям о собственном жизненном пути, снова возвращается к бомжу Георгию. Возвращается с надеждой и вопрошанием — ко всем нам...
А там, глядишь, и жив пока еще,
И чьей-то жалостью согрет
Георгий, удостоверяющий,
Что душу не свести на нет.
Что пластиковые стаканчики
Висят на сучьях до зимы
И от сумы да от тюрьмы
Заречься, может, и заманчиво,
Но что об этом знаем мы?
Марина Кудимова, «Георгий». Из книги 2017-го года «Держидерево».
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











