Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении, мы слышим, как апостол продолжает рассуждать о вере. Считается, что есть люди верующие и неверующие. На самом деле не существует человека, который не знал бы что такое вера и не верил бы, потому что вера — универсальный, то есть присущий всем феномен человеческой жизни. Суть бытовой веры в том, что человек принимает в качестве истины некоторый факт, не имея возможности или желания его доказать. Люди верят друг другу, родители и дети, коллеги на работе, друзья и знакомые — мы далеко не всегда требуем друг от друга доказательств в том или ином утверждении, но принимаем их на веру.
Главная особенность религиозной веры в том, что это вера в Бога Творца: Вечного, Святого, Любящего и Личностного, с Которым возможно общение. Пусть это общение не таково, каким мы представляем себе общение обычное. Действительно, практически все, во что мы верим в быту проверить несложно, в то время как веру в Бога проверить нельзя никак. Кому-нибудь это может показаться минусом религиозной веры, но в реальности если бы Бога можно было доказать — это означало бы, что Он является частью нашего материального мира, а не его Творцом. Его бытие никак нельзя доказать естественнонаучными методами, но в этом нет ничего удивительного, ведь они применимы только по отношению к естеству, в то время как Бог выше естества.
Есть еще одна особенность религиозной веры, которая заключается в том, что мы не просто признаем, что Бог есть, но доверяем в этом конкретным людям. Тем, кому Он открылся и рассказал о Себе, тем, кто находился с Ним в Завете и имел опыт общения. Именно поэтому апостол Павел пишет не просто о вере, но приводит в пример людей, которые в этой вере жили. И хотя он упоминает Авеля и Ноя, все же особенно говорит об Аврааме, который из-за доверия Богу оставил обжитое место и пошел по Его призыву «не зная, куда идет», который был бездетен, но получил потомков так много «как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском». При этом апостол говорит, что все они не получили в жизни полноты обетований, но жили надеждой на будущее... и в своей надежде не будут посрамлены.
И, конечно, это упоминание Авраама и других праведников, это повод для каждого из нас задуматься: ощущаем ли мы себя теми, кто находится в завете с Богом? Каждый из нас? Ведь каждый из нас переживает и проживает веру по-своему, на своей глубине. Каковы наши отношения с Богом? Думаем ли мы над ними? Чувствуем ли Его? Общаемся ли Ним? Все это вопросы, которые никак нельзя оставить без ответа. Мы часто наполняем нашу жизнь ритуалами, нам кажется, что они действенны, ведь они видимы и осязаемы. Вера, напротив, не видима и не осязаема, но на самом деле именно она наполняет все видимое смыслом.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.