Церковь в Греции никогда не была отделена от государства, поэтому Пасха здесь – праздник одновременно и религиозный, и народный. Праздничные традиции за многие века оказались сплетены в такую тугую косу, что сейчас уже не отделишь церковные от светских. А украшает это сплетение алая лента радости!
Но прежде чем начать радоваться, греки проходят через скорбь Страстной недели. За два дня до Пасхи в городах и селах жизнь замирает. Государственные флаги приспущены, большинство организаций закрыто.
На улицы острова Корфу в страстную пятницу из храмов выходят траурные шествия, называемые «эпитафио». На украшенных цветами носилках с балдахинами верующие несут распятие. Они весь день ходят по городу в сопровождении оркестров, которые играют печальную музыку. Таких шествий в городе может быть одновременно пять, десять, двадцать.
В субботу ближе к полуночи – вновь крестные ходы, но на этот раз уже праздничные! Православные не просто обходят с хоругвями вокруг храмов, а шумной рекой текут на главную площадь. Здесь, едва дождавшись первого пасхального приветствия «Христос анести!», устраивают мощный фейерверк – тысячи хлопушек и петард оглашают окрестности праздничными залпами, от разноцветных огней становится светло, как днем.
Любят греки пошуметь! В некоторых храмах есть обычай, который может показаться странным. Во время чтения евангельского отрывка о землетрясении в момент смерти Христа, прихожане начинают колотить по чему попало! Молодежь стучит палками, старики гремят откидными сиденьями скамеек, и даже люстра-паникадило, кажется, начинает раскачиваться от этого рукотворного сотрясения земли!
Не менее удивительна и греческая традиция бить горшки на Пасху – в преддверии праздника для этого специально изготавливают множество больших и малых глиняных сосудов. Говорят, это делается в память о том, что Мария Магдалина, увидев пустой гроб Спасителя, от неожиданности уронила горшок с благовониями. Так или иначе, каждую Пасху из окон вылетают горшки и со звоном разбиваются о камни мостовой!
А как вам пасхальный обычай жителей деревни Вронтади, что на острове Хиос? Возле двух храмов, что стоят на противоположных холмах, выстраивают в ряд сотни петард, чтобы в один прекрасный момент запустить их все одновременно. Фейерверки, направленные навстречу друг другу, встречаются в воздухе, озаряя светом и море, и сушу. Праздник!
Небольшой городок Леонидион встречает Пасху не так шумно, но не менее красочно. Здесь загодя из цветной бумаги мастерят огромные бумажные мешки на каркасах из тонких прутьев. И в ночь Христова Воскресения в небо взлетают сотни ярчайших воздушных шаров. Самый закоренелый нытик развеселится, глядя на это зрелище!
Да и вообще, Пасха в Греции – стопроцентное средство от любой хандры!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.