Кол., 257 зач., III, 4-11.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с возвышенного обещания, которое апостол обращает к Колосской общине, и которое со всей очевидностью относится ко всем христианам. Он говорит, что наступит время, когда явится Христос и они, как ученики, явятся с Ним во славе.
Читая Евангелие, мы можем увидеть, что во время земной жизни Спасителя некоторые из Его учеников надеялись прославиться и получить власть. Причем надеялись они на это не потому, что были плохими, это воспринималось как нечто нормальное. После грехопадения каждый человек имеет в себе стремление к власти, желает быть как Бог. Кроме того, в рамках ветхозаветной культуры быть богатым и властным не считалось грехом, а уж быть таким помогая Мессии тем более. Однако Христос почему-то все время борется с подобными мыслями своих учеников. Однажды, когда они попросили Его, о том, чтобы Он сделал их своими приближенными, Он вместо этого рассказал им о том, что Ему предстоит умереть на кресте.
Так что же? Почему Христос не поощрял разговоры учеников о славе, в то время как апостол, напротив, прямо обещает им славу?
Действительно, на первый взгляд — это может выглядеть как явное противоречие. В то же время, обратившись к пониманию славы в Библии, мы увидим, что слава — это то, что в первую очередь, принадлежит Богу. Человек может искать ложной славы, как он сделал это в грехопадении и как делал много раз после... но может признать ее за Богом, увидеть в Нем истинную ценность. В свою очередь, вернувшись к Богу, человек обретает и себя, перестает быть беглецом и бунтарем, возвращается для того, чтобы быть сыном.
Сегодня люди ищут славы, на телевидении, в социальных сетях, совершают громкие поступки и пытаются сделать все, чтобы их заметили. И все же эта слава сиюминутна, ее источники иссякают очень быстро. Слава, которую дает Бог — это не известность и узнаваемость, это обретение высшей ценности, ведь человек становится тем, кем должен быть, кем он задуман. В нем в полноте открывается не один из талантов, музыкальный или художественный, но главный талант — быть человеком.
Только оказывается, что достичь подобной славы непросто. Грех пленил нас, наполнил нашу жизнь совсем не славными вещами, от которых нам теперь необходимо очищаться. Наша работа похожа на работу нумизмата, нашедшего монету, в которую въелась грязь и ржавчина.
Именно поэтому апостол, пообещав колоссянам явление со Христом во славе, говорит им, что для этого, они должны побороть блуд и нечистоту, похоть и стремление к наживе, которое буквально превращает человека в идола для самого себя.
Оказывается, чтобы по-настоящему прославиться надо не просто спеть лучше всех или написать гениальный портрет, не поднять больше всех или переиграть всех на поле. Чтобы обрести настоящую ценность — надо отречься от всего греховного и устремиться к обновлению жизни. Любому из нас это дается не легко. Для кого-то препятствием оказывается гнев, для кого-то злоба или злоречие и все прочее. Но отчаиваться и унывать нельзя, ведь если к славе временной люди идут, предпринимая ежедневный и кропотливый труд, что говорить о славе вечной к которой призвал нас Христос.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.