
Фото: Imam Fadly/Unsplash
Святки, то есть дни от Рождества до Крещения, один из самых радостных периодов церковного календаря. Православные христиане во время Святок стараются больше общаться друг с другом, ходить друг ко другу в гости. Святки – время застолий. Рождественский пост закончился и, наконец-то, можно себя побаловать вкусной едой.
Дни от Рождества до Крещения радостно празднуются не только российскими православными. Их торжественно отмечает весь православный мир. Причём в каждой стране, где имеется своя Православная Церковь, со Святками связаны собственные самобытные обычаи.
Так, например, в Болгарии принято на второй день Крещения купать в прудах и реках молодожёнов. Дело в том, что праздник Крещения Господня непосредственным образом связан со святым пророком Иоанном Предтечей, который крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан. Потому праздник и называется Крещением.
Память святого Иоанна, как участника события Крещения, торжественно отмечается Церковью на второй день праздника. Православные христиане верят, что на Крещение вода становится освящённой и целебной. Тому есть подтверждение – крещенская вода не портится и не становится затхлой.
В Болгарии второй день Крещения является завершающим днём Святок и называется в честь святого пророка Иоанна «Ивановден». Сами понимаете, когда заканчивается что-то приятное, всегда очень хочется этот последний день провести наиболее весело. Вот почему Ивановден наполнен самыми разнообразными народными обычаями, среди которых - купание молодожёнов.
Кстати, молодожёнами, обязанными пройти через крещенское купание, в Болгарии считают не только тех, что поженился совсем недавно, но и просто всех тех, кто вступил в брак в течение года.
За тем, чтобы жених и невеста не избежали купания, строго следит кум, то есть крёстный жениха, который обычно является свидетелем на свадьбе своего крестника. Именно он толкает молодую пару в пруд или реку, действуя, конечно же, не из стремления похулиганить, а желая молодожёнам получить благодати от крещенской воды. Чаще всего, после молодой пары в воду залезает и сам кум, а вместе с ним и все родственники новобрачных. Болгары любят купаться на Крещение не меньше россиян. Благо, что климат в этой стране значительно мягче нашего. После купания традиционно устраивается торжественный обед. Крёстный жениха специально к нему готовит для молодожёнов особый хлеб, который болгары пекут к Ивановдню. Молодые, в свою очередь, одаривают кума своими подарками.
Ивановден — последний день, когда можно колядовать и обходить дома с рождественскими песнями. В болгарских селах на Ивановден устраивается общий для всех селян пир. На нём присутствуют ряженые, пляски которых развлекают народ. Все перечисленные обычаи свидетельствуют, что Ивановден — один из самых любимых и почитаемых в Болгарии церковных и народных праздников.
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили сегодня о традициях болгарского праздника Ивановден, второго дня церковного праздника Крещения Господня.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема