«Святители: Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский и Амвросий Медиоланский». Прот. Илья Кочуров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святители: Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский и Амвросий Медиоланский». Прот. Илья Кочуров

* Поделиться

Мы беседовали с настоятелем храма святителя Спиридона епископа Тримифунтского в Филях протоиереем Ильей Кочуровым.

Мы говорили о святости и о церковном служении на примере святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и Амвросия Медиоланского. Отец Илья ответил, для чего мы молимся святым, в каких нуждах и к какому святому чаще всего обращаются за помощью, а также чем можно объяснить особое почитание в России греческих святителей Николая и Спиридона.

Ведущий: Александр Ананьев


А. Ананьев

— Добрый вечер, дорогие друзья. Как известно, роман «Лавр» Водолазкина заканчивается диалогом русского кузнеца с немецким купцом, что, мол, ничего вы в нашей русской земле не понимаете. А дальше звучит еще более важная вещь: да и сами мы в ней ничего не понимаем. И об этом святом человеке, Лавре, мы тоже сегодня немного поговорим. Но главная тема нашего сегодняшнего разговора будет посвящена трем очень особенным святым. В минувшие дни мы вспоминали трех святых, пожалуй, самых почитаемых в православной России: святителя Николая, Мирликийского чудотворца, святителя Спиридона Тримифунтского, а также святителя Амвросия Медиоланского, который вот лично мне очень близок. Я очень люблю в Милане, изъясняясь языком древним в Медиолане, ту самую церковь, базилику Сант Амброджо, где покоится сегодня святитель Амвросий, который научил весь мир читать про себя — представляете себе? До него весь мир читал вслух и не мог представить себе, что можно открыть книгу и читать молча. Вот этому научил мир святитель Амвросий Медиоланский. Но это помимо всех прочих великих дел, которые остались на его счету. О святых в общем и об этих трех святителях, в частности, мне сегодня хочется поговорить, неслучайно, с настоятелем храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Филях, протоиереем Ильей Кочуровым. Добрый вечер, отец Илья.

Протоиерей Илья

— Здравствуйте.

А. Ананьев

— Вот хочется сегодня как раз попросить вас рассказать в первую очередь, конечно, о святителе — вот как правильно его назвать, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, это правильно? Вот расскажите о нем, пожалуйста, и обо всех остальных святителях, о которых мы сегодня говорим.

Протоиерей Илья

— Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, это очень интересный человек, интересный святой. Начнем с того, что он был человеком, имевшим очень простое происхождение. Родился он на острове Кипре. А остров Кипр был просвещен светом евангельской проповеди еще самим апостолом Павлом и апостолом Варнавой, поэтому христиане острова Кипр, наверное, являются одними из самых древних христиан, и там общины христианские были такие настоящие, древние. Святитель Спиридон был из крестьян, привык работать самым простым, обыденным трудом. Между прочим, даже находясь уже в сане епископа, он все равно не оставлял крестьянские труды, и есть о нем свидетельства древних историков, вот что удивительно, о святителе Спиридоне Тримифунтском. Не о многих святых мы находим это у историков, а вот о святителе Спиридоне нам повествуют именно историки, это очень интересно. Так вот, являясь святым епископом, он работал вместе с крестьянами, и это было такое особое явление в его жизни. Поэтому на иконах святителя Спиридона мы всегда видим в пастушьей шапочке.

А. Ананьев

— Это вязаный конус такой...

Протоиерей Илья

— Да, совершенно верно. Возможно, это что-то типа верблюжьей шерсти, достаточно плотное, а может быть, это что-то сделанное из растений, ну типа, может быть, как это не мягкая корзинка, а предположим, лапти плели или такие вот мягкие сумки, вот что-то такое для защиты от солнца, от зноя. Кипр — такое знойное место. И вот в любой храм когда заходишь, святителя Спиридона всегда очень легко найти, его изображение, именно вот по этой шапочке. Да, так вот жизнь святителя Спиридона была исполнена благочестия и искренней веры, она была наполнена делами, которые свидетельствует о его великом рвении ко Господу, о его глубокой вере. Особенно же святитель Спиридон был известен среди местного населения как человек очень милостивый и добрый. Ну бездомные находили у него приют, странники могли остановиться у него, напитаться, передохнуть. Для каждого человека он был тем, кто мог обратиться к нему и с духовными своими каким-то проблемами, со своими немощами, и он был для них и как бы питатель, кормитель. Никогда никого он не оставлял, никакой просьбы он не оставлял без удовлетворения. Святитель Спиридон имел семью, у него была дочь, ее звали Ирина. И вот когда его супруга была призвана Господом в мир иной, он уже после этого более семью не создавал, но жил своим домом, со своей дочерью. В Тримифунте, где святитель Спиридон родился и жил, умер епископ и нужно было избрать нового. А в то время избирался епископ всеобщим христианским собранием именно из тех людей, которые находились в той самой местности, в той самой общине. И это мог быть далеко не обязательно, скажем, как вот сейчас это положено, из монашествующих священнослужителей избирается епископ, нет, это мог быть даже и человек мирской, мирянин. И если он был достоин, то избирался на святительскую кафедру. Так вот святитель Спиридон, вне всякого сомнения, для всех был тем, кто должен был возглавить кафедру в Тримифунте, возглавить эту церковную общину и, собственно говоря, это и произошло, святителя Спиридона избрали на святительское служение. Когда угодник Божий этот великий встал перед престолом Божиим, то его молитва во много раз усилилась, потому что он весь горел этим. И мы знаем удивительнейшие события, удивительнейшие моменты и когда, допустим, в храме, где святитель Спиридон свершал богослужение, никогда не было из молящихся, но люди слышали прекрасное пение, хор — это ангельские силы воспевали во время богослужения песнопения Господу или когда святитель Спиридон свершал богослужение, и нужно было возжечь лампады, а масла не было по скудости, то лампады сами собой возгорались — Господь восполнял Своей благодатью недостающий елей. То есть для святителя Спиридона богослужение это было самое важное, первоочередное, он всегда себя отдавал молитве перед Господом, предстоянию за свою паству. Но и дела милосердия, которые для святителя Спиридона были характерны и до епископского служения, до того, как он стал священнослужителем, дела милосердия, они не перестали иметь для него огромнейшее значение и во время его епископской деятельности. Так, например, мы знаем, что к святителю Спиридону обращались достаточно много людей. Вот судя по описанию его жития, по тем отрывкам, которые есть у историков, мы знаем, что к святителю Спиридону обращались как вот за какой-то мелочью, допустим, занять денег. И удивительный случай, когда у святителя Спиридона не было что занять, и он все-таки дал человеку монеты золотые. И когда тот через некоторое время вернул, святитель Спиридон показал, откуда он их взял. Он пошел в сад, бросил их и вместо монет золотых уползла змея. Или такие интересные моменты, когда рассказывается о святителе Спиридоне, что он никогда не пересчитывал деньги, которые он брал обратно у своего заемщика. Он настолько доверял людям, никогда не хотел верить ни обману, ни лицемерию, что всегда на полном доверии относился к своим односельчанам. Когда один из его должников решил схитрить, пользуясь доверчивостью святителя, и вернул ему не всю сумму, то святитель Спиридон тоже не пересчитал, но сказал ему: пойди и положи ее в таком-то вот месте. Тот пошел и положил, очень радуясь тому, что да, действительно святитель Спиридон не пересчитал возвращенные монеты. Однако очень скоро у этого обманщика случилась такая ситуация, что он опять прибежал к епископу, стал просить у него помощи, дай мне взаймы. Тот ему также точно учтиво и спокойно говорит: помнишь, ты мне возвращал деньги — я их не трогал, пойди в то место и возьми их. Ну а там не было ничего, потому что он не положил. Вот таким образом святитель Спиридон вразумлял мягко, спокойно он вразумлял свою паству. Бывало и такое, что святитель Спиридон таким образом изменял даже не маленькие лукавства, а большие серьезные пороки. Так, например, он вразумил воров, которые забрались к нему в овчарню. Они забрались к нему, но сила Божия невидимо связала их так, что они до утра стояли и не могли двигаться. Утром пришел святитель Спиридон, увидел воров в своей овчарне, он обратился ко Господу с молитвой и просил, чтобы Господь ослабил узы, дал этим людям возможность уйти. И действительно Господь по молитве святителя дал такую возможность этим людям, они опять смогли двигаться. Они уже был хотели удалиться поскорее, но святитель взял одну овцу и сказал: возьмите с собой, вы всю ночь трудились, устали. Идите, пусть никто не говорит, что кто-то пришел к Спиридону, потрудился у него и ушел с пустыми руками. Разумеется, этот случай совершенно изменил этих людей. Вот есть такие вот моменты, когда там к святителю Спиридону обращались по каким-то мелочам, и он не отказывал. Но бывало и так, что бывали серьезные, страшные проблемы у людей. Так, например, голод на Кипре, который иногда повторялся, когда были годы засушливые, без влаги, и никакая пшеница, естественно, вырасти на Кипре не могла, а вся привозная пшеница, при засушливых годах на Кипре она становилась очень дорогой. И вот в такие-то моменты обращались к святителю Спиридону с просьбой помолиться, и действительно начинался дождь по его молитве. А было такое, что дождь начинался настолько сильный, что было, наоборот, страшно, что сейчас все посевы зальет, святитель Спиридон опять молился и прекращался дождь, возвращалась хорошая погода. Много еще удивительного можно рассказать про святителя Спиридона. Но, наверное, правильнее почитать, потому что чтение жития святителя Спиридона это действительно очень интересное, увлекательное чтение, вне всякого сомнения.

А. Ананьев

— Да, к своему стыду я был на Кипре за несколько лет до того, как я принял крещение, и не задавался этим вопросом. Но вот сейчас, если даст Бог и границы все-таки откроют, на Кипре я, конечно же, попытаюсь найти места, связанные с этим святым. Осталось что-то на сегодняшний день, какие-то храмы, монастыри, какие-то места, которые связаны с этим святителем?

Протоиерей Илья

— Здесь мы, конечно, должны очень сильно огорчиться. Потому что та территория, где находится Тремефусье, занята сейчас, оккупирована турецкими войсками. И само место, где находится храм святителя Спиридона, вот именно вот то самое селение, там находится военная база. То есть вот найти, как-то вот попасть туда бывает крайне сложно или нужно какие-то искать проводников, но очень много всего разрушено. Есть некоторые предположения, но это, может быть, на уровне предположения, что вот наиболее древние храмы Никосии, где наверняка святитель бывал, по своей должности епископской, да и в принципе как житель Кипра, вот, может быть, вот в этих храмах, он заходил туда, может быть, даже когда-то совершал богослужения. Но опять же это ну только наше такое предположение, которым мы можем себя утешать. А вот само место святителя Спиридона, где он трудился и молился, оно сейчас находится вне доступа. Однако тем не менее сам остров, он освящен молитвой, освящен стопами святителя Спиридона. Однозначно, живя на Кипре, невозможно все время пробыть в переделах, допустим, одного какого-то населенного пункта, безусловно, святитель Спиридон по тем или иным причинам передвигался по всему острову. Ему нужно было ездить и в более отдаленные места, например, как когда он ездил на Первый Вселенский собор, когда он ездил и исцелить императора по его просьбе. Поэтому, безусловно, это остров освящен стопами святителя Спиридона.

Протоиерей Илья

— Ну вот и опять болит душа за разодранный надвое Кипр. Дай Бог благоразумия всем тем, кто в ответе за то, чтобы святыни были сохранены.

А. Ананьев

— «Вопросы неофита» на светлом радио. Сегодня мы беседуем с настоятелем храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Филях, протоиереем Ильей Кочуровым. И, насколько я понимаю, вот эта история жизни этого удивительного святого во многом перекликается и с историей жизни святителя Амвросия Медиоланского, который тоже не имел никаких амбиций насчет того, чтобы стать епископом. И детский крик из толпы: «Амвросия в епископы!» заставил всю толпу тоже ответить этому крику: «Да, пусть Амвросий станет нашим епископом!» — и он так стал епископом буквально в одночасье. Тоже удивительная история, она вот перекликается с историей святителя Спиридона.

Протоиерей Илья

— Святитель Амвросий Медиоланский, он же отличался своим благочестием еще до того, как он принял крещение. То есть здесь речь идет даже не об избрании в епископы, как у святителя Спиридона, он был избран в епископы, но до этого он был христианином. А вот святой Амвросий Медиоланский, он еще до крещения как бы проявил свое благочестие, и поэтому здесь напоминает мне это все то, что сейчас у нас вот в Церкви очень активно развивается — это подготовка человека к святому Крещению. Человек готовящийся стать верным чадом Православной Церкви, он как бы еще до того, как он принял это святое таинство Крещения, он должен подготовиться к нему, стать достойным того, чтобы войти в Церковь Божию, войти в эту ограду. А не так, что вот я крещусь, а уже потом решим, потом посмотрим. То же самое и с крещением детей. Да, младенца обязательно надо крестить, чтобы как можно раньше он сподобился благодати Святого Духа, изменяющей человека во благое. Но обязательно нужно, чтобы взрослые, которые взяли нас себя эту ответственность, его родители и крестные родители обязательно, чтобы они приложили все усилия к тому, чтобы он возрастал там и напитывался вот этой вот живительной влагой учения Церкви Христовой.

А. Ананьев

— Ну и еще одного, едва ли не самого почитаемого святого вспоминали мы в ушедшие дни, тоже святого, к которому обращаются, которого просят решить в первую очередь какие-то финансовые затруднения, которые возникают у нас в жизни — святителя Николая. Его тоже мы вспоминали буквально пару дней назад. Николай Мирликийский Чудотворец — буквально пару слов о нем, прежде чем мы поговорим о святых в целом, скажите, пожалуйста.

Протоиерей Илья

— Вот святителя Николая Чудотворца я встречал на некоторых иконах изображенным рядом со святителем Спиридоном Тримифунтским, прямо такие вот диптихи, двойные иконы. И, мне кажется, это очень правильный такой момент, потому что святитель Спиридон Тримифунтский и святитель Николай Чудотворец, они вместе встречались. Из чего мы можем об этом судить? Из того, что оба они были участниками Первого Вселенского собора. Причем об обоих у нас есть свидетельства о том, что они совершили особые деяния на этом соборе. Святитель Николай Чудотворец заушил Ария, причем он подвергся за это прещению, как бы дисциплинарному такому преследованию: было недостойно в присутствии императора вот такое вот поведение. Но Сам Господь наш Иисус Христос и Пресвятая Владычица Богородица явили Свою волю о том, чтобы святитель Николай Чудотворец был возвращен в сан и в служение. Потому что его деяние не было желанием оскорбления, но это было рвение по славе Божией, защита учения церковного от всякой ереси и оскорбления Бога и Сына Божия. Так вот святитель Николай Чудотворец, в отличие от святителя Спиридона Тримифунтского, который уже туда вот, на Кипр, вот в ту сторону жил, святитель Николай Чудотворец родился в городе Патаре, там он воспитывался своими родителями, Феофан и Нонна — сохранились их имена — это были благочестивейшие люди. Именно вот они воспитали своего сына в вере и благочестии. И его самое любимое занятие было с детства, с юности — это пребывание в храме Божием. Изволих приметатися в дому Господни, говорит Псалмопевец — вот такое настроение было у святителя Николая. И, собственно говоря, это его настроение — всегда быть с Богом, всегда пребывать в молитвенном общении с Ним — оно и привело к тому, что он стал в итоге епископом. Вот интересно, у святителя Николая Чудотворца была такая привычка: он приходил раньше всех в храм, а уходил позже всех. Наша вот эта суетливость, когда мы прибегаем так вот в храм, на одной ноге, быстро-быстро, где-то там вот к литургии верных уже, что-то там быстренько где-то постояли, послушали, записочки подали, да и скорее дальше по своим делам — вот здесь вот святитель Николай своим поведением такое поведение обличает. Как и святитель Спиридон Тримифунтский, так и святитель Николай Чудотворец, он был избран в епископы именно за свое благочестие. Этих двух святых объединяет кроме великого рвения перед алтарем Божиим в богослужениях Господу, их объединяет еще величайшее милосердие. Мы знаем те случаи из жития святителя Николая, когда он проявляет особое попечение о тех, кто оказался в трудной ситуации, кому необходима помощь. Известный случай, например, как святитель Николай Чудотворец подбрасывает — тайным образом, чтобы избежать тщеславия — подбрасывает некоторое количество денег бедному отцу с тремя дочерями. Это становится на все времена образцом того, как надо дарить подарки. Вот, допустим, на Рождество, Санта-Клаус — эта традиция, она связана именно с этим. Когда мы дарим человеку подарок, мы хотим подарить ему радость, но святитель Николай не только радость хотел подарить, но реально поддержать человека в его жизни, то есть решить его сложную ситуацию — раз, и второе — это избавить от страшных духовно-нравственных последствий, избавить от духовного и нравственного падения. Мы видим, что святитель Николай Чудотворец, кстати, и святитель Спиридон Тримифунтский тоже, они оба ратовали, например, за справедливый суд, практически бросались уже на месте казни на палача, чтобы спасти человека, который подвергнут несправедливому суду. И святитель Спиридон так поступал, и святитель Николай Чудотворец. Вот, например, история с тремя воеводами, которые были несправедливо осуждены на смертную казнь, и святитель Николай Чудотворец добивается пересмотра этого дела, и действительно оказывается, что они были несправедливо осуждены. Святитель Николай Чудотворец является для всех для нас вот этим вот примером великой ревности о славе Божией, глубокой искренней молитвы, любви к храму Божию и такого широкого, исполненного милосердием сердца, обращенного ко всем людям, с желанием помочь всякому, на кого хватает возможностей.

А. Ананьев

— Поделюсь с вами своим фактом из биографии, с позволения сказать. Еще до крещения я был ну не то чтобы уверен, я не сомневался в этом, не задумывался, я был уверен, что святитель Николай, он русский. Ну он был настолько близок как-то вот по тому, что я о нем знал и слышал, мне казалось, что он откуда-то из России, вот такой понятный. И для меня было небольшим удивлением узнать, что на самом деле он жил на территории, которая принадлежит современной Турции. И вот смотрите, что получается, отец Илья: святитель Спиридон — это Кипр, святитель Николай — это Византия, ныне современная Турция в районе Анталии, святитель Амвросий — ну это Италия, Милан. Все трое вот этих святителей, невероятно почитаемые в России, Русской Православной Церковью, они откуда-то оттуда, из-за границы. Чем обусловлено, в чем причина, что их так почитают именно в России?

Протоиерей Илья

— А мне кажется, не только в России, вообще любой благочестивый человек православный, верующий знает их. Да даже, знаете, не только православный. Вот если постоять какое-то время около раки святителя Спиридона Тримифунтского, или около там в крипте, где покоятся мощи святителя Николая Чудотворца, увидишь, что люди идут совершенно разные и далеко не только православные, и все идут с искренней верой, с любовью, с молитвой. Это связано с тем, что люди просто реально чувствуют их помощь, они понимают, что действительно вот здесь вот оно настоящее. Кругом все мишура, кругом все поддельное, а вот здесь вот оно настоящее. Хотя для России территориально это достаточно далекие святые, но ведь после того, как человек отходит в мир иной, ко Господу, там же совсем другие уже критерии и другие правила, которых мы не знаем, но мы знаем только одно, то что время, расстояния и прочие такие параметры, они там перестают действовать. Поэтому расстояние между Россией и, скажем, Малой Азией, Кипром, Италией, оно не столь существенно. Важно-то другое, то что русский человек, восприняв всей глубиной своей души православие, он вместе с этим воспринял и всех тех, кто прошел этим путем и сподобился войти в Царствие Небесное, стоять у престола Божия. Через молитву, через благоговение русский человек постиг всю силу этих святых. А потом огромное количество мы знаем свидетельств о помощи, которую святые угодники Божии подавали просящим. И Россия в этом смысле как раз таки одно из тех православных государств, которое может свидетельствовать и свидетельствовать о силе молитвы — обращаясь к святителю Николаю Чудотворцу, обращаясь к святителю Спиридону Тримифунтскому, к святителю Амвросию Медиоланскому, мы, безусловно, чувствуем этот ответ. Вот когда служишь в храме святителя Спиридона, постоянно приходят люди и рассказывают свои истории о том, как они помолились к святителю Спиридону и реально получили от него помощь. Мы, люди, достаточно грубые в своем греховном состоянии, когда мы получаем от Бога помощь, мы всегда пытаемся найти этому какое-то оправдание вот обычное: обстоятельства так сложились, еще что-то. Вместо того, чтобы обратиться с благодарностью к Богу мы начинаем сомневаться, а Господь ли это помог. Но вот здесь бывают такие ситуации, что по-другому никак невозможно это объяснить, когда у людей вот, казалось, вот оно все, ничто им не поможет, а помолились с верой, надеждой, с любовью святителю Спиридону, испросили его ходатайства перед Господом, и вот на тебе — действительно случилось такое, чего они не ожидали никак, просто не ждали и понимали, что этого никак не может быть. И вот с переполненным радостью, благодарностью сердцем они опять идут к иконе святителя Спиридона и уже благодарят его, и с радостью, с удовольствием рассказывают всем о том, что они действительно получили не какую-то призрачную, а реальную помощь. Вот это заставляет русского человека особо почитать святителя Спиридона, особо почитать святителя Николая Чудотворца, особо почитать святых угодников Божиих. Потому что русский человек через молитву, через веру, через благоговение понял, что это да, это действительно те, которые реально стоят у престола Божия.

А. Ананьев

— Спасибо большое, отец Илья. Сейчас мы прервемся на минуту — у нас полезная информация на радио «Вера». А через минуту мы продолжим разговор о святых, святителях и угодниках Божиих.

А. Ананьев

— «Вопросы неофита» на светлом радио продолжаются. Мы возвращаемся к разговору с настоятелем храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Филях — вот буквально видно из моего окна чудесный ваш храм, дорогой отец Илья, — с протоиереем Ильей Кочуровым. Добрый вечер еще раз.

Протоиерей Илья

— Добрый вечер.

А. Ананьев

— И вот за наш разговор много раз прозвучали слова «святитель» и «угодник». Вопрос неофитский абсолютно. Ну что касается определения «святитель», мне в принципе понятно — это святой, который при жизни служил епископом был облачен вот в этот сан. Я правильно понимаю, это единственное значение этого слова?

Протоиерей Илья

— Совершенно верно.

А. Ананьев

— Да, а что значит угодник?

Протоиерей Илья

— Это наше обычно употребляемое слово к тем святым, которые угодили Богу своей жизнью. То есть ну можно сказать, мы любого святого можем называть угодником Божиим, потому что поскольку он свят, значит, он угодил своей жизнью Господу.

А. Ананьев

— Хочется поподробнее остановиться на иерархии святых. Ведь есть же какая-то иерархия, да, вот в названиях в самих? Там есть блаженный, есть мученик, есть великомученик, есть святой, святитель — и это такая лестница, я правильно понимаю?

Протоиерей Илья

— Да. Знаете, вот есть иерархия в ангельских силах, о которых нам пишет подробно Дионисий Ареопагит, а есть такая же точно иерархия и святых. Ну, наверное, нельзя сказать, что она вот прямо очень такая строгая иерархия, потому что некоторые святые были, например, и святителями, и мучениками —мы их называем священномучениками. Или, допустим, святые, которые были одновременно и преподобными, и мучениками — там, соответственно, преподобномученики. То есть прямо вот выстроить какую-то четкую градацию — ну есть ли в этом смысл, важно просто понимать значение в жизни.

А. Ананьев

— Да, для нас, рядовых людей, наверное, есть. Потому что вот как я смотрю на эту лестницу, я думаю: так, если вот этот святой находится вот здесь по этой иерархической лестнице, а этот святой вот там, получается, что тот более святой, чем этот. И я чувствую: здесь порочность логики. А вот эта иерархия в отношении святости человека что значит, отец Илья?

Протоиерей Илья

— А вообще как мы можем говорить о том, что этот святой более, чем тот? Вообще святость как таковая, чистота — это та благодать, которая исходит от Бога, то есть все находится в Боге. И человек может быть свят только в силу того, насколько он стал сопричастником Божественной жизни. То есть святость человека, она исходит не из него самого, как таковая, а она исходит от Бога. И благословляет и освящает уже человека, который открыл свое сердце, который впустил туда эту благодать Божию, направил все свои силы к тому, чтобы возгреть ее и сохранить, преумножить, который изменил себя, изменил свое сердце, изменил свое падшее состояние таким образом, чтобы жить по воле Божией, а не по воле своей человеческой — грешной, порочной. Поэтому говорить о том, кто более свят, а кто менее свят, это ну, мягко скажем, некорректно. Потому что святость, она в Боге. Но мы разделяем для себя святых, условно, по их служению: то есть есть пророки, есть апостолы, есть мученики, есть святители, есть преподобные, есть праведные — вот как бы по роду их служения мы их разделяем, скажем так, а не по тому, сколь они велики в святости или не велики. Это только Господь может об этом сказать.

А. Ананьев

— Для меня важно понять одну простую вещь, отец Илья: святость, она относительна или безусловна?

Протоиерей Илья

— А что вы имеете в виду?

А. Ананьев

— Можно ли быть более святым или менее святым? Святость как состояние, которое человек своим душевным духовным ростом, своими поступками, своим подвигом, своим служением достиг — ведь получается, что можно быть более святым или менее святым. Или если человек святой, то он святой и это абсолютно?

Протоиерей Илья

— Мы же должны помнить вот о чем, говорит Господь устами Псалмопевца: «Всяк человек ложь». Это что значит? Это значит то, что нет человека, который прошел свой земной путь и не согрешил. Мы знаем, что Пресвятая Владычица наша Богородица — да, Она не имела греха в Своей жизни, но говорить про всех остальных людей мы можем в свете вот Священного Писания, как говорит нам оно: «Всяк человек ложь». То есть говорит о том, что кто-то абсолютно свят, мы не можем, потому что такого не бывает. И абсолютная святость, абсолютная чистота и свет, они в Боге — это источник света и спасения для всех людей. Но мы говорим о том, что человек святой, в силу того что он в своей жизни, пройдя свой земной путь, поднялся над бездной греховного падения и, исполняя святую Божественную волю Господню, он сподобился благодати Святого Духа. Почему мы почитаем, допустим, и тело святого даже после его смерти, и святые мощи, мы знаем, они чудотворят, они проявляют, даже после смерти человека, они проявляют силу Божественную, через мощи происходят и исцеления — это потому что человек при жизни еще стал сосудом благодати Духа Святого, к нему прикоснулся Святой Дух. И вот святитель Николай Чудотворец, допустим, душою он пребывает у Бога, тело же его покоится в городе Бари. Но однако же там оно мироточит и дарует исцеления с верою прикасающимся к его святой раке. Поэтому человек, он получает святость от Господа, но через свое деятельное стремление к Богу. Спасение человека, оно происходит через синергию Божественную и человеческую. Никогда Господь не спасает человека без воли человека. Но и человек одной лишь только своей волей, без Божественной помощи он тоже спастись не может. Поэтому-то Сын Божий и сошел с небес, поэтому то и взошел Он на крест, поэтому Он и спустился во ад, потому что человек не может своими силами преодолеть вот ту падшесть, то греховное разложение и искажение человеческой природы, которое произошло, когда вошел в человеческую природу грех. И в связи с этим говорить о том, что кто-то абсолютно свят, а кто-то частично свят, это крайне неправильно. Все мы нечисты перед Богом. Но Господь дает нам возможность, Он нам Свое дает, чтобы мы поднялись. И человек свят именно через то, что он сумел стяжать Духа Святого в своей жизни.

А. Ананьев

— Я хочу вернуться к тому, с чего мы начали разговор, со святого, воспетого Водолазкиным в романе «Лавр». Сам он действительно не считал себя святым, и вся его жизнь была посвящена лишь тому, чтобы даже не столько замолить, сколько прожить до дна тот грех, который был у него на душе, грех пред женщиной, которую он любил. Я полагаю, что многие, ну не многие, наверное, все — поправьте меня, если я ошибаюсь, отец Илья, — из тех, кто прославлен сегодня в чине святого, тоже при жизни не считал себя достигшим святости. Но ведь невозможно себе представить, чтобы жил святитель Николай и говорил: вы знаете, я святой. Я святой, я вот это вижу, я это понимаю и буду прославлен. Или же это как-то по-другому работает?

Протоиерей Илья

— Я более того даже скажу. Если человек вдруг возомнил, что он святой, ему так показалось, то это первый и очевидный признак того, что он не святой. Человек, который живет по заповедям Божиим, он постепенно очищает свое сердце от всего наносного, он как бы промывает стекла своих вот окон души, через которые он смотрит и на себя самого и вообще на весь мир. И чем больше человек их очищает или там даже, скажем, очки да, у человека, чем больше он их очищает, тем он начинает лучше видеть. И когда он начинает хорошо видеть, он видит в том числе и самого себя. И вот тогда-то ему становится страшно, жутко и ужасно. Вообще, что такое, собственно говоря, вот смирение? Очень много у нас говорится о смирении, у святых отцов, аскетов очень много написано о смирении. А смирение — это вот, по большому счету, это способность посмотреть на себя такими вот, очищенными от наносного всего глазами. Человек, когда видит самого себя, он понимает, насколько он падший, насколько он грязный, насколько он духовно никчемный. И это рождает в нам смирение еще большее, еще более глубокое и покаяние, и желание духовного возрастания. Вот в чем, например, отличатся исповедь человека глубоко духовного, который уже много, допустим, лет потратил на то, чтобы пребывать в молитве, в таинствах церковных, богослужении, духовной жизни и человека только-только пришедшего в храм? Как бы люди только-только пришедшие чаще всего, ну практически всегда они говорят о том, что у меня грехов нет, или называют там один-два таких очень-очень выпуклых, вполне очевидных. А человек, который много лет трудится над чистотой своего сердца, он может полчаса говорить о своих грехах. Дело не в том, что у того их действительно нет, а у этого очень много. Нет, дело совсем в другом. Дело все в том, что вот тот, кто живет жизнью духовной, он начинает внимательно смотреть на себя, действительно находит там эти изъяны и желает их уврачевать, исцелить. Поэтому-то человек, живущий жизнью духовной, жизнью святой, он никогда не сможет сказать, что я свят, потому что его духовные очи настолько имеют острое зрение уже, что он четко и прекрасно видит, что такое святость, а что нет, и в самом себе он видит множество недостатков, изъянов, поэтому-то он никак не сможет сказать, что я святой. Вот в этом-то отличается человек благочестивый, духовный от человека достаточно грубого, живущего бездуховной жизнью.

А. Ананьев

— Я просто подумал, о чем, отец Илья, а вдруг вот эти замечательные потрясающие люди, которое своими молитвами и своим служением творили настоящие чудеса, на самом деле против того, чтобы им поклонялись? Но у них нет возможности нам вот сейчас прийти и сказать: друзья, я не хочу, чтобы вы так ко мне относились. И при жизни они так, собственно, считали, как вот мы сейчас проговорили. А вдруг они действительно против этого? Нет ли нарушения их воли в нашем поклонении им?

Протоиерей Илья

— Знаете, любая канонизация святого — это акт соборный. А через соборы, как мы знаем, действует благодать Святого Духа. Ведь святых на самом-то деле гораздо больше, чем тех, кто у нас находится в списке канонизированных людей. Их имена, многих и многих, мы просто даже не знаем. Господь сам избирает кого-то из них, и вот через соборный разум Церкви, через соборное волеизъявление эти люди становятся известны всей Церкви и им молятся уже как людям, действительно находящимся у престола Божия и имеющим возможность ходатайствовать за нас. Ведь мы же устраиваем не культ личности, мы же прославляем именно святость человека. А святость человека, вот мы уже сегодня говорили, она находится в Боге, то есть прославляя святых, мы прославляем на самом деле Бога. И обращаясь в молитве к святым, мы как бы просим их ходатайствовать перед Господом. Те деяния, великие деяния, которые совершали святые угодники Божии, которые мы воспеваем, допустим, в стихирах церковных, тропарях. которые читаем в житиях святых, эти деяния, они имеют огромное нравоучительное значение. Изучая их жизнь, мы сами можем в чем-то им подражать или по крайней мере имеем вектор, куда стремиться, в какую сторону направлять нужно свою деятельность. Поэтому сравнивать, допустим, почитание святого как некий культ личности там, допустим, в каких-то там коммунистических организациях, здесь мы не можем. Прославляя святых, мы прославляем Господа.

А. Ананьев

— И вы тем самым практически ответили на вопрос, который прозвучит через несколько минут.

А. Ананьев

— «Вопросы неофита» на светлом радио. Сегодня на них отвечает настоятель храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Филях, протоиерей Илья Кочуров. И я хочу спросить вас вот о чем. А моя бабушка, человек потрясающий, Царства ей Небесного, которая очень меня любила, и я знаю, что она следит за мной, она молится за меня, и я очень часто обращаюсь к ней в своих молитвах. И не так давно я поймал себя на мысли, что для меня лично она ну что-то вроде моего персонального святого. И когда я вот вербализировал вот эту мысль, я подумал: а не является ли вот это кощунством, что моя бабушка, я же не могу признать свою бабушку святой? Но по всем признакам я к ней обращаюсь, она за меня молится, я ищу у ней заступничества какого-то и помощи. Не нарушаю ли я, дорогой отец Илья, таким образом каких-то церковных правил и установок?

Протоиерей Илья

— Связь с нашими близкими, которые отошли уже в мир иной, отправились в путь всея земли, он всегда идет через молитву. Конечно, сами от себя лично мы не должны провозглашать кого-то святым, это, конечно, неправильно. Но молитвенно мы сохраняем связь со своими близкими. В первую очередь мы должны молиться о упокоении этих людей. Потому что пока человек не канонизирован, все молитвы за него только заупокойные. Даже перед самой канонизацией, когда уже всё, уже собор определил: этот человек свят. приведены все доказательства, всё, назначено уже на какой-то день его торжественное прославление, но вот непосредственно перед этим прославлением служится по нему лития или панихида. Так было, допустим, и с преподобным Серафимом Саровским, хотя никто, совершенно никто не сомневался в его святости. Так положено. Но что интересно, ведь когда мы молимся о упокоении своих близких, да и даже неважно, пусть они не близкие, а вообще о упокоении человека, а он находится в лике, допустим, тех, кто ликовствует уже у престола Божия, то в этот момент он за нас молится, он за нас предстательствует. И то, что вы так вот мысленно просите благословения своей бабушки, это вообще в принципе это хорошо, это нормально. Я знаю такую традицию, когда люди приходят, допустим, на могилу к своим родителям, к своим бабушкам, дедушкам и после литии и панихиды по ним, они прикладываются ко кресту и просят у них благословения — да, это вообще нормальный христианский обычай. И если, по великой благости Божией, они действительно находятся уже там, у престола Божия, то, вне всякого сомнения, они в этот момент за нас ходатайствуют и благословляют.

А. Ананьев

— И вот сейчас я хочу задать вам вопрос, который сам считаю едва ли не главным за всю нашу сегодняшнюю беседу. Христос говорит нам: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Почему мы молимся, приходя в храм или дома еще кому-то — святителю Спиридону, святителю Николаю, святителю Амвросию. Причем если у нас проблема с жильем, мы не можем купить или арендовать жилье, мы вот обращаемся к святителю Спиридону, если у нас проблемы с работой и деньгами, семья прост голодает, мы обращаемся к святителю Николаю. Разве тем самым мы не нарушаем одну из главных заповедей Христа: молиться Богу и только Богу, исключительно Ему и никому более?

Протоиерей Илья

— Нет, совершенно мы здесь ничего не нарушаем. Более того, мы проявляем то, к чему, собственно говоря, Господь призывал апостолов и всю Церковь — это к единству. В молитвах наших, допустим, за усопших людей или наших молитвах ко святым угодникам Божиим, уже прославленным в лике святых, проявляется наше величайшее единение, наша любовь друг ко другу. Апостол так и говорит: молитесь друг за друга. А то что мы молимся за людей, отошедших в мир иной или молимся им о том, чтобы они предстательствовали за нас пред Богом — это еще раз свидетельствует о том, что Господь, как Он говорит: Я Бог живых, а не Бог мертвых, Бог Авраама, Исаака и Иакова, — обращается Господь к пророку Моисею. Тогда, в тот момент и Авраам, и Исаак, и Иаков, они уже давно умерли. И более того, они же не вошли в Царствие Небесное, оно было закрыто, вереи вечные, адские были закрыты. И все, даже праотцы, спускались туда, во ад. Так вот их Господь называет Моисею и говорит: Я не Бог мертвых, но Бог живых. Господь призывает нас всех к единству. И это единение, и эта любовь, она проявляется между миром земным и миром небесным только через молитву, только через вот это величайшее единение. И мы знаем, что Господь приемлет эти молитвы. Церковь имеет огромное количество доказательств того, что мы можем молиться и святым, и Господь обязательно отвечает на это. Мы знаем, что святые апостолы, когда проповедовали, они всегда указывали друг на друга как, допустим, апостол Павел перечислял своих спутников, или передавал кому-то особый свой поклон, приветствие — то есть апостолы, они, находясь в разных местах, они все равно пребывали вот в этом едином общении, которое было, безусловно, разумеется, молитвенным. Мы знаем, что в жизни святых преподобных встречались такие моменты, когда они, не видя друг друга, но настолько было глубокое это молитвенное единение, когда они чувствовали и понимали, что происходит. Или, допустим, как преподобный Сергий встал и поклонился проходящему или, например, преподобный Сергий во время молитвы о даровании победы на Куликовом поле, вдруг начинал перечислять о упокоении имена погибших воинов. То есть настолько вот это молитвенное единство Церкви сильно, что святые угодники Божии, они могут через это видеть гораздо более. Или как святой Андрей юродивый во Влахернском храме увидел Пресвятую Владычицу предстоящую, благословляющую всех в храме. Церковь земная и Церковь Небесная, через молитву они имеют вот это вот огромное единение. Любовь — вот к чему Господь ведет всех — великая, неизреченная, всепобеждающая любовь. И вот эта вот любовь, она как раз провялятся вот в этой самой молитвенной связи между миром горним и миром дольним.

А. Ананьев

— И путь эти замечательные слова станут точкой в нашем сегодняшнем разговоре, который, по-моему, удался на славу. Сегодня мы беседовали с настоятелем храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского в Филях, протоиереем Ильей Кочуровым. Я поздравляю вас еще раз с вашим престольным праздником, отец Илья, и с наступающим Рождеством, которое уже совсем-совсем близко. Вы уже знаете, как будете отмечать Рождество?

Протоиерей Илья

— Благодарю вас, спаси Господи за поздравление, вас тоже с наступающим. Очень надеюсь, что Рождественские праздники эти вновь и вновь нам принесут огромную радость. Потому что мы встречаем Христа рождшегося, когда мы все сможем стать мысленно вокруг вот этих вот яслей и преклониться пред святым Богомладенцем, думаю, сердца всех нас озарятся радостью, и все проблемы насущные, они останутся чуть-чуть позади.

А. Ананьев

— Пусть так и будет с Божией помощью. Спасибо вам большое, отец Илья. Я Александр Ананьев. Услышимся ровно через неделю. До новых встреч. Всего доброго.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем