2 Тим., 294 зач., II, 20-26.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять, о чем апостол Павел говорит в этом отрывке, необходимо напомнить, о чем он говорил непосредственно до этого момента. Дело в том, что практически с самого начала существования христианства, ученые, принявшие крещение, старались выразить истины христианской веры на языке, который был бы понятен для человеческого разума. Зачастую для этого использовался инструментарий греко-римской философии. В самих этих попытках приспособить язык науки для того, чтобы говорить о Боге и духовной реальности, ничего плохого нет. Именно благодаря этому в итоге и появилось богословие. И многие великие святые древности, получившее классическое образование, оставили после себя глубокие богословские тракты. Опасность появилась тогда, когда некоторые начали вгонять истины веры в прокрустово ложе философии. Иными словами, чрезмерно рационализировали духовный опыт Церкви, пытались сделать его предельно понятным для человеческого рассудка, старались дать однозначные и окончательные ответы на те вопросы, которые представляют собой невыразимую тайну божественного бытия. В христианской общине, которой управлял Тимофей, такими были двое. Их имена Именей и Филит. Стараясь объяснить одну из основополагающих вероучительных истин Церкви — о том, что в итоге все умершие воскреснут, они впадали в крайности. По их словам, воскресение уже началось. Человек участвует в нем, когда принимает крещение во имя Иисуса Христа. Поэтому никакого всеобщего воскресения мертвых в конце времен не будет. Апостол Павел не просто осуждает это учение. Он говорит, что подобный образ мысли и отношения к тайнам веры неприемлем. Если Церковь — это дом, наполненный разного рода сосудами, то те христиане, которые уклоняются в такие крайности, делают себя похожими на сосуды, предназначенные для самого низкого употребления.
По сути, апостол говорит о том, что христианин, пытаясь познать тайны духовного мира, должен научиться ставить пределы действию своего разума. Смириться с той мыслью, что не все ему подчиняется. Очень точно эту максиму сформулировал позже великий богослов Православной Церкви прп. Иоанн Дамаскин. По его словам, не все, что относится к Божественной реальности, человек может познать. А из того, что может познать, не все может выразить в словах. Если этого не понять и продолжить рассуждать о предметах невыразимых и недоступных для ума, легко уподобиться деревянному или глиняному сосуду, который издает пустой звук. А потому, по словам апостола, все свои силы необходимо в первую очередь направить на исполнение Евангельских заповедей. А именно, быть приветливым ко всем, незлобивым, кротким, причем даже со своими противниками. Лишь тому, кто старается организовать свою жизнь таким образом, Господь в нужное время откроет все Свои самые глубокие и великие тайны.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.